Роспись по стеклу витражными красками: технология выполнения

Витражная роспись

Что такое витраж?

Витражная роспись – это процесс нанесения краски на стекло или керамику. Первые витражи зародились сотни лет назад и на протяжении всей своей истории то теряли, то вновь обретали популярность. В данной статье мы подробно расскажем о том, как зародилось и развивалось витражное искусство, а также детально опишем технологию создания витража.

История витражной росписи

Первые витражи, судя по найденным письменным источникам, появились в XII веке. Для их создания использовалась специальная краска, состоящая из смеси меди и железа со стеклом. Ее разбавляли и использовали для рисования по стеклу.

В Средние века витражная роспись была только в храмах. Яркие отблески и игра цвета погружали людей атмосферу таинственности и благоговения. Готический стиль также развивал витражное искусство-увеличение оконных проемов и создание новых круглых окон, позволило художникам по стеклу проявить всю свою фантазию и богатое воображение.

На Руси витражная роспись не пользовалась популярностью по двум причинам:

  1. Церковь запрещала рисовать библейских персонажей на стекле.
  2. Промышленность на Руси отставала от европейской.

Вскоре, витражная роспись перестала быть исключительно церковной. Эпоха Возрождения стала для витражного искусства пиком популярности. Ее заказывали для украшения светских зданий и домов зажиточных горожан.

Однако, слава витража была недолгой. Религиозные войны 16 века, а после и эпоха Просвещения повлияли на его спрос. В то время искусство стремилось к прозрачности, а витражные окна в церкви наоборот затемняли помещение. Поэтому все те немногие витражи, что остались после после военных действий уничтожили, а на их место поставили обычные стекла.

XVIII и XIX века возродили искусство витража. В России также начали им интересоваться. Однако, уровень развития промышленности до сих пор не позволял создавать витражи.

По этой причине для украшения Исаакиевского Собора в Германии был заказан витраж с образом Спасителя, который до сих пор считается одним из красивейших в мире.

В середине XIX века Император Николай I приказал построить стеклянный завод и с тех пор витражи стали создавать и в нашей стране.

В XX веке интерес к витражам снова угас. Виной тому стиль модерн, который тяготел больше к искусству панно, чем к росписи по стеклу. Однако, конец XX века возродил витраж, и он до сих пор остается одним из самых популярных видов декора.

Где используется витраж?

В современных интерьерах витраж имеет довольно широкое распространение. Это связано прежде всего с его эстетическими характеристиками.

Рассмотрим основные виды витражей в интерьере:

  1. Оконные витражи. Их история насчитывает сотни лет, однако свою популярность они до сих пор не утратили. Оконный витраж создает уникальную игру светотени, которая, меняясь в зависимости от солнечного света, придает окружающему пространству новый, неповторимый вид.
  2. Потолочные витражи-уникальный элемент в интерьере квартиры. Такие витражи придают яркий и праздничный вид, создают уют в доме.
  3. Различные витражные конструкции, например декоративное панно, являющееся в интерьере не только элементом декора, но и способом скрыть некоторые дефекты квартиры.
  4. Декоративные витражные перегородки. Такие перегородки, особенно в просторной комнате, служат отличным решением вопроса о зонировании пространства.
  5. Витражные аксессуары, такие как лампы, зеркала, ширмы заметно освежают интерьер, позволяя создать свой собственный, уникальный дизайн.

Однако, профессионально сделанные витражи стоят достаточно дорого. Что же делать, если финансовые возможности ограничены, а иметь красивое украшение все же хочется? Современная лакокрасочная промышленность предоставляет широкий ассортимент товаров для создания витражей своими руками.

Витражная роспись для начинающих

Итак, Вы решили украсить стеклянную поверхность красивым замысловатым узором. Глубоких знаний о технологии и способах создания росписи на стекле Вам не потребуется. Для создания по-настоящему красивых и ярких витражей прежде всего необходимо потренироваться, сделав две-три пробные композиции. Отметим, что с первого раза желаемого результата не получится.

Важно помнить, что для работы с витражами у Вас должен быть острый взгляд и высокая степень аккуратности. Мелкие дефекты можно удалить, однако если их накапливается слишком много, картина приобретает довольно неряшливый вид.

Далее мы поговорим о витражных красках и о том, как создать красивый рисунок на стекле в домашних условиях.

Шаг 1

Выбираем краску

Существует 2 основных вида витражных красок. Рассмотрим особенности каждой из них.

Акриловые краски отличаются тем, что помимо акриловой смолы и различных полимеров, в их состав входит вода.

Благодаря водной основе акриловые краски:

  1. быстро сохнут
  2. не имеют запаха
  3. легко ложатся на неровную поверхность, благодаря своей густой консистенции

Однако, стоит помнить, что такие «водные» краски не рекомендуется разбавлять водой по той причине, что краситель, находящийся в их составе, может лечь не ровно, а напротив, собраться на поверхности каплями и стечь в сторону.

Сольвентные краски получили свое название благодаря нефтяному сольвенту, входящему в их состав. Такие краски рекомендуется разбавлять уайт-спиритом.

Нюансы использовния сольвентных красок:

  1. Долгая сушка (от 2-3 часов до 2-3 суток).
  2. Идеально ровная поверхность для нанесения краски.
  3. токсичность. При работе с сольвентными красками рекомендуется постоянно проветривать помещение. Их пары в больших количествах вредны для человека.
  4. Игра с цветом. Растворитель (уайт-спирит) позволяет изменить цвет от глубокого и насыщенного до практически прозрачного.

Шаг 2

Работаем со стеклом

Для идеального результата работы необходимо не только правильно выбрать витражную краску, но и подготовить саму стеклянную поверхность к покраске. Сделать это несложно, достаточно обезжирить стекло любым моющим средством, а после протереть спиртом.

Далее приступаем к выбору эскиза. Каким он должен быть?

  1. Все контуры выбранного изображения должны быть замкнуты или выделены специальной контурной пастой. Иначе цвета сольются между собой и добиться желаемого результата не получится.
  2. Рисунок без мелких элементов. «Паста» для их выделения не подойдет по причине толщины наносимого ею контура, а если не выделять такие детали рисунка, то они просто-напросто «потеряются» на общей картине.

Эскиз выбран. Приступаем к его нанесению на стеклянную поверхность. Для этого мы берем толстую непрозрачную ткань, кладем на нее желаемый рисунок и накрываем стеклом. Переносим рисунок на поверхность. Подробнее о том, как именно это сделать читайте ниже.

Совет: Чтобы стекло не сместилось во время нанесения эскиза рекомендуется закрепить его скотчем.

Шаг 3

Приступаем к покраске

Прежде всего следует нарисовать контур по уже готовому эскизу. Для этого мы обязательно надеваем медицинские перчатки чтобы не испачкаться и не испортить рисунок. Наносим краску со средней скоростью. Ошибочное нанесение контура можно легко исправить после того как он слегка подсохнет. Для этого используем ватные палочки, смоченные в спиртовом растворе.

Итак, контур готов. Самое время наносить краску. Важно помнить, что в зависимости от вида, витражные краски ложатся на поверхность по-разному, а значит и техника окрашивания должна отличаться друг от друга. Так, например, более густые акриловые краски следует наносить тонкой кисточкой, а сольвентные, при попадании на стекло, напротив, сами заполняют окружающую поверхность.

Шаг 4

Сушка и обжиг

После покраски витраж необходимо просушить. Напомним, что продолжительность сушки также зависит от типа краски. Чтобы ускорить этот процесс и избежать нежелательных подтеков, стеклянную поверхность лучше не перемещать до полного высыхания краски.

Отметим, что краски по способу обработки также делятся на 2 вида:

  1. Обжигаемые. Такие краски должны проходить термообработку. Для этого подойдет обычная духовка, разогретая до 150 градусов. При такой температуре витраж должен обжигаться примерно час. Витражный рисунок после такой термообработки можно мыть любыми средствами, он останется таким же ярким.
  2. Необжигаемые. Эти краски сушатся при комнатной температуре и для их закрепления достаточно использовать прозрачный лак.

Заключение

Информация в данной статье окажется полезной всем творческим людям, которые хотят прикоснуться к искусству витража и самим создать красивый узорчатый рисунок. Создание витражей позволит Вам проявить всю свою фантазию, украсить свой дом или сделать уникальный подарок друзьям и близким. Попробуйте создать свой первый витраж и с каждой новой работой вы будете совершенствовать свое мастерство и возможно со временем станете настоящим профессионалом.

материалы по теме

Декоративные краски в тренде. Как жители Индии становятся хозяйственными

Промышленность декоративных красок развивается, тем самым создавая радужную картину, поскольку индийцы становятся более хозяйственными и бережливыми, запуская процессы перекрашивания домов, говорит Раджив Рэджгопэл – директор India and South Asia Cluster, Decorative Paints, AkzoNobel.

Краски для декоративных работ

Лакокрасочные материалы зачастую выполняют декоративную функцию в большинстве жилых помещений. Они используются дизайнерами для создания уникальных интерьеров. Но с другой стороны каждый товар, принадлежащий к этой группе, создаётся при помощи применения специальных химических веществ и составов, определённым образом сделанных в лабораторных условиях. Современное оборудование, установленное на заводах и предприятиях, позволяет:

Краски для витража

Творческим личностям всегда свойственны поиски для себя чего-либо нового, неизведанного, еще неизученного ими. Им присуще находиться в постоянных поисках себя и нового увлекательного хобби. Так что роспись витражами по стеклу – как раз то, что нужно любителям изобразительного искусства.

Технология витражной росписи силикатными лаковыми красками

Технология витражной росписи силикатными красками является самым молодым подвидом росписи по стеклу. Это связано с тем, что в отличие от акриловых, такие краски получили широкое распространение относительно недавно и еще не успели завоевать столько приверженцев как аналоги. К силикатным краскам причисляются практически все лаковые краски, они имеют очень резкий запах, поэтому весьма токсичны, и не рекомендуются для использования детям и беременным женщинам. Сольвентные краски довольно жидкие, ими возможно рисовать только по горизонтальной поверхности.

Акриловыми красками Лаковыми красками

0.0065491199493408

Применение витражной росписи лаковыми красками

Сольвентные краски применяют в габаритных витражах, окнах, потолках, нишах, картинах. Их нельзя использовать при росписи изделий, которые будут контактировать с другими предметами, например, журнальный столик, при росписи нагревающихся поверхностей. Также не допустим любой контакт с пищевыми продуктами. Тем не менее, несмотря на все эти особенности, они являются основными в большинстве витражных работ.

Более подробно о применении витражной росписи такими красками, об использовании в различных интерьерах, мебели, а также возможных стилевых воплощениях, можно узнать из представленного ниже меню:

Техника изготовления расписного витража лаковыми красками

Для самостоятельного декора росписью стеклянных изделий необходимы следующие материалы:

Кроме этого, важно подготовить помещение для работ: открыть окна, накрыть пол, чтобы защитить его от капель краски.


Картина выполненная по технологии витражной росписи силикатными красками

1. Подготовка стекла. Чтобы рисунок держался долгое время и не терял своих свойств, стекло необходимо очистить от грязи и тщательно обезжирить.

2. Заранее подготовленный заранее трафарет или эскиз подкладывается под стекло и обводится специальным контуром (представляет собой тюбик с быстро застывающим веществом, которое может быть как цветным, так и бесцветным). Процесс его высыхания занимает около получаса, важно, чтобы после этого не осталось даже малейших пропусков, в противном случае, именно через них краска может уйти в соседний сегмент и испортить всю работу.

3. После полного высыхания контура начинается нанесение силикатных красок. Данный вид является крайне устойчивым к свету, благодаря чему витражная роспись, выполненная подобными красками, имеет очень длительный срок службы. Они очень хорошо растекаются по стеклу, образуя гладкий глянцевый слой, имитирующий цветное витражное стекло. Краску нужно наносить только на горизонтальную поверхность плотным слоем без мазков, срок полного высыхания краски – до трех дней, этот вид красок всегда предпочтительнее наносить в один слой.

В данном этапе нет ничего сложного: в центр каждого сегмента надо накапать краску и равномерно распределить кисточкой во все стороны.

Кисти для нанесения силикатных красок должны иметь только синтетический ворс, так как натуральный ворс будет осыпаться.

4. После высыхания краски Вы получите полноценный витраж, выполненный по технологии витражной росписи, сделанный своими руками. Но на этом работа не заканчивается, завершающим штрихом станет установка витража в дверь, окно, мебель, нишу, потолочную конструкцию. К монтажу можно приступать только после полного высыхания работы.

Роспись лаковыми красками от нашей студии

Выполнение витражной росписи лаковыми красками происходит значительно сложнее, чем акриловыми, поскольку они относятся к профессиональным материалам. Поэтому учиться с их помощью делать витражи нецелесообразно, но если хочется иметь витраж, выполненный именно силикатными красками, тогда лучше обратиться к профессионалам нашей студии. Настоящие мастера своего дела, имеющие огромный опыт работы в создании картин из стекла, с удовольствием выполнят роспись по доступным ценам на витраж по стеклу с гарантией качества.

Витражная роспись

Витражной росписью называют особую технику декорирования стекла при помощи красок. Витражная роспись по стеклу – это символ утонченного вкуса, элегантности и изящества. Витражной росписью украшают двери, окна, различные перегородки, потолки, мебель и предметы декора (картины, кухонные фасады).

Технология витражной росписи

Витражную роспись выполняют вручную на любой стеклянной поверхности. Стекло может быть не только гладким, но и выпуклым или рифленым.

Для начала мастер выполняет эскиз будущего рисунка в натуральную величину. Тут есть большой простор для полета фантазии, и специалисты смогут выполнить любую задумку заказчика.

Стекло очищают от возможных загрязнений и пыли, обезжиривают спиртом или спиртосодержащей жидкостью. Затем специалист переносит на лицевую поверхность контуры эскиза маркером для стекла. Изображение вручную закрашивают витражными красками.

Фиксируют рисунок при помощи естественного его высыхания или путем обжога в печи. Для дополнительной защиты от механического повреждения витражную роспись по стеклу покрывают лаком или специальной пленкой.

Витражная роспись в интерьере

Роспись по стеклу витражными красками применяют не только для отделки помещений, но и для декорирования различных предметов мебели и дополнительных элементов. Как и где целесообразно применить витражную роспись по стеклу?

Картины, выполненные на стекле витражными красками, похожи на акварельные. Они не боятся воздействия прямых солнечных лучей, их можно мыть. Картины на стекле смотрятся уникально и изысканно, позволяют прорисовывать различные композиции и сюжеты.
Картины, созданные техникой витражной росписи, дополнительно можно украсить стразами, интересными вставками, камнями или бусинками.

Витражную роспись на окнах можно располагать по всему периметру стекла, на одной створке или в углу – все зависит от пожеланий и предпочтений заказчика. Витражная роспись на окнах придает помещению шик и элегантность, поможет закрыть от глаз неприглядный пейзаж.
Чтобы роспись на окне эффектно выглядела в темное время суток, дополнительно окна оборудуют подсветкой.

Витражная роспись на двери может занимать всю их площадь или только стеклянные вставки. Оформляют витражной росписью по стеклу как каркасные, так и цельностеклянные двери.
Двери с витражами будут оригинально смотреться в любом интерьере, и подчеркнут общий стиль комнаты.

Витражной росписью можно украсить всю перегородку или только ее часть. Такая роспись смотрится необычайно красиво, при этом не увеличивает вес самой перегородки, что позволяет не использовать дополнительные крепежи.
Перегородки, оформленные витражной росписью, можно оборудовать подсветкой, что будет служить дополнительным источником освещения в доме.

  • Кухонные фасады

Витражная роспись на кухонных фасадах не боится повышенной влажности и температуры, устойчива к продуктам сгорания бытового газа. Украсить росписью можно не только кухонные фасады, но и фартук на стене.
Украсить ваш дом витражной росписью помогут специалисты нашей художественной мастерской. Вы сможете индивидуально подобрать рисунок или выбрать роспись из каталога. Мы будем рады сделать ваш дом стильным и оригинальным!

Порядок выполнения витражной росписи по стеклу

Витражная роспись зачастую ассоциируется с величественными изображениями, которые украшают известные храмы и большие здания. На самом деле оформить свое жилье витражной картиной, оригинальной дверью или окном может каждый. Тем более, что всегда найдутся профессионалы, которые помогут осуществить эту мечту. Да и делается всего в несколько несложных этапов.

  1. Прежде всего, необходимо выбрать изображение и приготовить для него эскиз. Последний выполняется на бумаге в полный размер будущего витража.
  2. Стекло накладывается на заготовленный эскиз и фиксируется.
  3. Лицевую сторону стекла, на которую и будет наноситься рисунок, в обязательном порядке очищается от загрязнений и с помощью спирта или спиртосодержащего состава. Благодаря этому краска будет держаться более надежно.
  4. Рисунок переносится на поверхность стекла. Для этого используется маркер для стекла или контур для работы с витражными красками. При использовании контуров важно подобрать цвета, сочетающиеся с общей цветовой гаммой витража.
  5. Нанесенный рисунок закрашивается витражными красками. В процессе нанесения росписи краски смешиваются отдельно на палитре, где и подбираются подходящие оттенки. Важно, чтобы в процессе нанесения на стекло краска не высыхала, поскольку это может вызвать появление нежелательных трещин и грубых переходов. При нанесении краски могут появляться маленькие пузырьки, которые важно вовремя убирать, например, с помощью зубочистки.
  6. Когда рисунок закончен, ему дают просохнуть на протяжении 48 часов, после чего он считается полностью готовым. Для лучшей фиксации возможен обжиг в специальной печи, но это при том условии, что выбранный вид стекла позволяет осуществлять данную процедуру.
  7. Чтобы защитить витраж от механических повреждений, его покрывают специальной пленкой или лаком.

Применяемые материалы для росписи по стеклу

На каждом из этапов выполнения росписи по поверхности стекла используются специфические для этого вида искусства материалы. Так, для создания эскиза понадобится лист бумаги соответствующего формата. Для подготовки поверхности непременно понадобится средство для ее обезжиривания — спирт или другая жидкость с его содержанием. В ходе создания рисунка будет необходим маркер по стеклу, контуры и витражные краски, которые наносятся тонкими круглыми кисточками, а для окраски больших поверхностей — поролоновые тампоны или губки. В зависимости от типа красок используется соответствующий растворитель. Также пригодится палитра для смешивания красок, лак для защиты рисунка или пленка для ламинирования росписи.

Исходя из особенностей техники и типа красок, могут использоваться и другие специфические инструменты и материалы.

Советы и рекомендации по витражной росписи

Витражная роспись, независимо от поверхности, на которой она делается (будь то стекло, зеркало или обычный CD-диск), — весьма кропотливое занятие. Каждый шаг в ее нанесении должен выполняться не спеша и постепенно. Мелкие недочеты, появляющиеся в процессе работы, можно исправить, используя подручные средства. Например, помарку, пока краска еще не высохла, можно вытереть смоченной в воде или соответствующем растворителе ватной палочкой.

Если необходимо выровнять рельефный контур, для этого пригодится обычная зубочистка. Различные типы краски и на стекле ведут себя по-разному, поэтому перед началом работы с новым материалом лучше потренироваться на палитре. В зависимости от вида основы (вода, спирт и пр.) краски на готовом изделии не всегда могут переносить частое воздействие воды, что важно учитывать при выборе материала для росписи конкретного предмета.

Витражная роспись, материалы и всё необходимое

Здравствуйте, дорогие пикабушники!

Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:

Напомню, витражная роспись – это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.

Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке – это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.

Остановимся подробней на контурах.

Контуры по стеклу – это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.

Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.

Декола и Таир – это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:

Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня – это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.

Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса – это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.

Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.

И последняя марка – это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит – носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:

Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.

Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.

Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.

Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:

Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.

Второй этап работы – это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.

Витражные краски – это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).

Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус – это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.

Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.

Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая – Лефранк, голубая – Pebeo, желтая – Marabu

Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:

Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:

Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.

Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.

Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов – структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.

Секреты техники росписи по стеклу для начинающих художников

Роспись по стеклу привлекает внимание, но для многих эта техника кажется сложной. На самом деле освоить этот вид живописи проще, чем научиться рисовать кистью.

Развитие техники витражной росписи

Назвать историческую родину витражной росписи трудно. Хотя, как утверждают историки и археологи, это искусство зародилась в древности: украшать стеклянные изделия масляными красками могли еще при Александре Македонском. Но так как стекло – пористый материал, такие рисунки не сохранялись долго, теряли свой первоначальный вид. Поэтому оригиналы до нас не дошли.

Масляными красками расписывали стекло и на Руси в 16-17 веках. Крупными мазками, где-то плотными, где-то с просветами, ложились яркие узоры, растительные стилизованные орнаменты на горшки и крынки, а также и на стеклянную посуду. А в Германии применялась техника выскабливания краски с поверхности стекла.

Гораздо позже, благодаря стараниям художников, ремесленников, были найдены технологии, позволяющие выполнять рисунок нанесением красок, сохраняющих прозрачность и яркость. С появлением анилиновых красителей возможностей у художников стало гораздо больше. Недаром их сразу же оценили мастера народных художественных промыслов.

Кажущаяся простота и реальные трудности

Роспись по стеклу, с одной стороны, достаточно проста и доступна, чтобы заняться ею в домашних условиях. С другой стороны, потребуются некоторые навыки. Твердая рука и аккуратность в работе помогут создать красивый и неповторимый рисунок.

Если вы готовы возиться с красками, контурами, терпеливо ждать, пока просохнут слои, чтобы наносить следующие, если любите превращать обычные предметы быта в произведения искусства – роспись по стеклу расширит ваши возможности, как творца. Работа со стеклом прививает аккуратность, дает почувствовать себя в роли художника эпохи возрождения.

Мамам, занимающимся развитием своих детей, можно рекомендовать данную технологию с целью развития навыков рисования по различным поверхностям. Под чутким руководством старших ребенок делает первые шаги в мир удивительного искусства.

А начиная лет с 9-11 заниматься можно самостоятельно. Для этого в магазинах товаров для творчества много предложений: наборов витражных красок, отдельных инструментов. Только начать – дальше понравится.

Подготовительный этап работы по стеклу

Список того, что нужно для росписи по стеклу, не очень большой. Для работы потребуются специальные краски. Они продаются с маркировкой витражных или красок по стеклу и керамическим поверхностям. Также трафареты и специальные контуры. Именно с их помощью наносится рисунок, его границы. Понадобятся кисти различной величины и формы, тряпочки для снятия излишков краски, губки или тампоны для заполнения больших поверхностей ровным слоем.

Перед работой стекло должно быть полностью очищено. Это касается этикеток, если для росписи взяты бутыли или банки. Затем обязательно обезжирить поверхность, на которую будет нанесен рисунок. Сделать это можно легко и просто, промыв мыльным раствором, ополоснув большим количеством чистой воды. Дать просохнуть, не вытирая, иначе на стекле могут остаться ворсинки от полотенца.

Как нарисовать картину

Можно долго изучать особенности техники росписи по стеклу, но лучше попробовать создать свою первую картину. Размер изображения важно выбрать под габариты будущего шедевра.

  1. Рисунок предварительно распечатать или нарисовать на обычной бумаге.
  2. Разместить рисунок с обратной стороны стекла, закрепив скотчем.
  3. На внешней поверхности нанести схему рисунка контуром по стеклу.
  4. Дать просохнуть.
  5. Специальными акриловыми красками, предназначенными для стекла, заполнить с помощью кисточки узоры. Процесс растянется по времени, так как нужно будет просушивать отдельные фрагменты, чтобы приступить к следующим. Можно наносить краску несколькими тонкими слоями, добиваясь нужного эффекта.

Важно отводить время на просушку, так вы сбережете надолго свое произведение. Также для сохранности картину нужно покрыть прозрачным акриловым лаком.

Готовое стекло с рисунком закрепить в раму. На просвет получится очень красивое изображение. Солнечные лучи, проходя сквозь краску, будут радовать и веселить.

Роспись бутылок и банок немного отличается тем, что работу приходится прерывать чаще, чтобы небольшие участки успевали высохнуть перед поворотом и раскрашиванием другой стороны изделия. Но принципы такие же. Очистка стекла, нанесение контура, заполнение краской и лакировка.

Идеи для творчества

Расписывать можно не только заготовки из стекла, которые можно превратить в картину. Это могут быть вазы, тарелки, баночки для специй и кофе, чайная посуда. На пике популярности оригинальные свадебные бокалы, украшенные эксклюзивными узорами. Несложно превратить в шедевр недорогой подсвечник и плафон от светильника или сделать стильную шкатулку из обычной банки.

В специализированных магазинах продаются заготовки для росписи в виде посуды, сувениров, аксессуаров и часов. При желании, с помощью этой техники несложно сделать украшение своими руками.

Все это можно дарить друзьям, родственникам и коллегам на юбилеи и праздники, добавляя в сюжет памятную дату или намек на повод торжества.

Возможности организации бизнеса

Многие мастера, занимаясь этим увлекательным видом творчества, получают кроме удовольствия еще и дополнительный заработок на хобби. Если рисунок отличается оригинальностью, аккуратностью, не избитым сюжетом, то и спрос на такое изделие будет повышен.

Несмотря на то, что материалы для работы дорогие, как все, что связано с художественными промыслами, стоимость завершенного изделия позволяет сделать приличную наценку. Хорошо, если баночка, бутылка имеют крышки. Тогда этот предмет может быть использован и по прямому назначению, не только как интерьерное украшение. Такие самобытные вещи принимают на реализацию в отделах изделий ручной работы. Дополнительные возможности открывают интернет-магазины, они на сегодня доступны всем.

Попробовать сделать своими руками что-то неповторимое – это удовольствие, у которого есть все возможности перерасти в домашний бизнес. Но не спешите думать о деньгах, сначала насладитесь процессом и освойте мастерство в совершенстве.

Автор: Ольга Седова, специально для интернет-журнала «Женские увлечения».

Витраж в домашних условиях своими руками: роспись по стеклу и наливная техника

Витражи – великолепное декоративное решение для любого интерьера. Несмотря на то, что история витражей насчитывает не одну сотню лет и их смело можно причислить к классике, они необычайно органично вписываются в любой современный дизайн. Разнообразие сочетаний, расцветок, сюжетов бесконечно и определяется только фантазией создателя.

Витражи, изготовленные по классической старой технологии, изделия очень ценные и дорогие. Кроме того они достаточно массивны и хорошо смотрятся только в больших просторных помещениях, лучше с высокими потолками.

Но существует замечательная альтернатива – витражные имитации, которые можно изготовить в домашних условиях своими руками. Они менее массивны, ими можно задекорировать практически любую стеклянную поверхность, даже выгнутую.

Самой популярной и простой в исполнении разновидностью витражной имитации являются витражи, выполненные с помощью красок.

Краски для витражей

Существуют специальные краски, предназначенные именно для выполнения работ по стеклу. Некоторые из них рассчитаны на последующий обжиг изделия, а некоторые нет. Обжигать или не обжигать? Ответ на этот вопрос зависит от предназначения изделия, условий его последующей эксплуатации, а так же от технических возможностей (и обжег бы, да печки нет).

Хороший производитель обязательно снабдит тюбики с краской дозаторами, с помощью которых удобно будет их наносить.

Существуют кроме того специальные контуры для витражей. Это краска очень густой консистенции, которая наносится по границам отдельных частей витража и имитирует свинцовые швы.

Посмотрите видео о росписи стекла в витражной технике своими руками

Технология росписи витража

— Как основу можно использовать не только стекло, но и плитку, и пластик.

Прежде всего, необходимо обезжирить поверхность основы, чтобы сцепление было максимальным. Делается это спиртом или моющим средством.

— Подготовленный эскиз будущего витража подкладывается прямо под стекло.

— Первым делом наносят контуры – сначала черным маркером для большей четкости, а потом краской (кисточной, шприцем, иглой или зубочисткой) и оставляют витраж подсохнуть. Для контуров можно использовать лак или эпоксидную смолу.

— Теперь пространство между границами раскрашивают с помощью кисти густым слоем витражных краскок и снова подсушивают. Начинать красить нужно с несмежных между собой фрагментов, так проще корректировать возможные огрехи покраски.

Так же можно использовать трафаретную технику, вырезая в плотной бумаге необходимый фрагмент, прикладывая его к витражу и раскрашивая кистью или распылителем.

— После того, как витраж совсем высохнет, можно будет отделить его от основы и задекорировать какую-нибудь другую поверхность. Полностью высыхает витраж через несколько суток, обычно эта информация указана на коробке красок.

— Готовый витраж можно покрыть лаком. Используют для этого широкую кисть или распылитель. Лак будет сохнуть около недели, лучше всего витраж на это время поместить в чистое и сухое место с хорошей вентиляцией и не трогать его.

Так создается витраж в технике росписи красками.

Существует кроме того еще наливная техника.

Наливной витраж

— Начальные этапы такие же, как и в технике росписи. Выбирается и прорисовывается в натуральную величину эскиз, подготавливается и обезжиривается стекло-основа.

— Контуры витража, изготавливаемого по технологии заливки, должны быть выпуклыми и замкнутыми, чтобы краска не разливалась. Для этого используют специальную контурную краску с удобным дозатором или смешивают с клеем тушь, добавляя для металлического цвета серебряную или свинцовую пудру.

— Контуру обязательно нужно дать высохнуть, для этого потребуется около 3 часов.

— Теперь фрагменты витража густо заливаются витражной краской. Размазывать краску не нужно, она должна стечь сама. Очень важно производить всю работу на ровной горизонтальной поверхности, чтобы она не стекала. Нужно внимательно следить за возможным появлением пузырьков и тотчас же их устранять.

— Витраж снова необходимо подсушить.

— Теперь повторно прорисовывают контуры, опять высушивают.

— Готовый витраж покрывают несколькими слоями прозрачного нитролака для защиты и закрепления.

— Осталось только вставить в рамку и повесить на стену.

Вот так, довольно просто, можно в домашних условиях своими собственными руками создать произведение искусства.

Техника витражной росписи по стеклу для начинающих

Витраж по стеклу своими руками

Мастер – класс «Сладкий сон» в технике комбинированный витраж (заливные краски и бисер)

Автор: Шушканова Ирина Юрьевна, педагог-психолог, МДОУ №133 г Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Мастер – класс рассчитан на проведение с детьми 5-6-7 лет.

Назначение: арттерапия, изготовление подарков, оформление интерьера, может использоваться в кружковой работе.

Цель:

1) Развитие творческой деятельности детей.

2) Ознакомление детей с новой изобразительной техникой – комбинированный витраж.

3) Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Обучать различным приемам работы с витражными красками, стеклом и бисером.·

2) Поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, активизировать творческие проявления детей.

3) Способствовать созданию условий для психологической разрядки детей, учить получать удовольствие от изготовления арт объектов, повышать самооценку, создавать ситуацию успеха.

4) Развивать пространственное воображение, фантазию, мелкую моторику рук и глазомер.

5) Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

6) Развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: беседа с детьми, рассказ об истории витража, использование демонстрационного материала (иллюстрации, интернет, книги по истории).

Беседа с детьми

Кто и когда создал самый первый витраж – трудно сказать, но это было очень давно.

Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого похожего материала, который способен пропускать свет. История создания витражей уходит своими корнями в древние времена. Считается, что первыми изготавливать цветные стекла стали древние египтяне.

Сначала люди придумали стекло, научились его делать прозрачным и тонким, затем придумали делать стекло цветным, а после кто-то из художников придумал, что из кусочков цветного стекла можно делать картинки. Прозрачные картины украсили собой храмы, дворцы и обычные жилища. И даже более того, древняя, старинная техника витража – мозаичный набор из фигурных кусочков стекла – стала активно использоваться и для украшения мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений (серьги, браслеты, кольца).

А после люди придумали новый способ, как можно соединять цветные стекла между собой и витражная техника стала применяться не только на плоских поверхностях, но и на объемных – украшая лампы и светильники самых причудливых, необычных форм. Завораживающая, волшебная, очаровывающая красота стекол, играющих красками в солнечных лучах, с каждым веком все более пленяла людей и подвигала художников к совершенствованию своего мастерства.

Затем, познакомить с работами, которые я изготовила сама и другой ребенок. Например, с моей работой «Лето», и работой ребенка «Бабочка» – изготовлены в технике комбинированный витраж.

Сегодня мы с вами превратимся в художников – ветражистов и попробуем сами изготовить картины, только стекло у нас будет обыкновенное, а мы его будем закрашивать специальными волшебными красками, которыми можно рисовать по стеклу и в работе будем использовать бисер для создания объемного рисунка.

Материал для работы: для работы вам потребуется фоторамка со стеклом, картинка или эскиз будущей картины (идеи можно брать из журналов, раскраски, рисунки на одежде, много идей в интернет).

Я выбрала рисунок из раскраски (не обязательно в совершенстве владеть кистью, главное – любить рисовать, можно брать отдельные фрагменты и создавать свою композицию). Кроме того, вам понадобятся витражные заливные краски во флаконах (их можно наносить мягкой натуральной кистью, или заливать прямо из тюбика), контурные краски, бисер разных цветов – желательно круглый и мелкий, когда появится опыт можно брать рубку, стеклярус и более крупный бисер, клей «Титан» – он не обладает резким запахом им можно работать даже в помещении вместе с детьми, несколько мягких тонких кистей, иголка, тонкие палочки или зубочистки, ветошь или салфеточки и мелкая по размеру стекла коробочка, можно из под обуви, чтобы бисер не рассыпался при работе.

Изготовление:

1 шаг: отогнуть скобы, удерживающие стекло и осторожно вынуть из рамки

2 шаг: на эскиз будущей картины наложить стекло

3 шаг: контурами из тюбика создаем границы рисунка и переносим рисунок с эскиза на стекло, контур должен быть объемным – тонкая аккуратная «колбаска», подождать пока высохнет, (ошибки, которые допустил ребенок, легко исправить. Свежую краску можно стереть ватными палочками и салфеткой, а когда высохнет аккуратно счистить – иголкой и острым лезвием)

4 шаг: поместить стекло с рисунком в мелкую коробочку с низким бортами (чтобы бисер при работе не рассыпался по комнате).

5 шаг: выбрать фрагмент. С какого начнете, значения не имеет. Из флакона нанести достаточное количество клея (его не должно быть слишком мало, т.к. он быстро густеет и бисер может не приклеиться) и распределить тонкой палочкой или зубочисткой внутри выбранного фрагмента.

6 шаг: затем засыпаем бисер на клей, распределяем, поправляем, палочкой, прижимаем пальцем, чтобы не было пустоты между бусинками, добавляем бисер, а если нужно, то и клей, даем минут пять схватиться. Клей сохнет быстро, с пальчиков скатывается легко, не пахнет, если выливается за контур, где будет основной фон залитый краской – не переживайте он после высыхания легко снимается иголочкой

7 шаг: затем выбираем следующий фрагмент, добавляем клей, распределяем, засыпаем бисер, прижимаем пальчиками, ждем минут пять, работаем дальше.

Продолжаем по той же схеме рисовать бисером медвежонка

8 шаг: так засыпать бисером все детали, которые вы хотели бы сделать объёмными

9 шаг: на крупные фрагменты рисунка, предназначенные для засыпания бисером наносить клей на небольшие участки и засыпать бисером, потому, что клей густеет быстро.

10 шаг: можно приклеить крупную бусинку или камешек для зрачка у месяца.

11 шаг: нанести желтую краску вокруг контура звезд и месяца создать эффект «свечения», подождать пока высохнет

12 шаг: затем закрашиваем синей краской основной фон – ночное небо. Где краски больше – там фон темнее, её можно смешивать с другой краской, чтобы получить нужный оттенок. Можно наносить мягкой кистью или из тюбика. Дать высохнуть.

12 шаг: вставить в рамку. Готово!

Возможности витражных красок безграничны, любой праздник или день рождения станет с их помощью незабываемым, а поделки – отличным подарком. Удовольствие получают от этого все участники процесса, родители взрослые, особенно дети! Этот вид творчества очень хорошо развивает чувство меры и вкуса. Ребенок сам видит этапы преображения вещей, потому, что эти поделки хранятся на видных местах, долгие годы он гордится своим творчеством. Так что пробуйте, удачи и творческих успехов!

Источники:
http://artultra.ru/vitrazhi/vidy-vitrazhey/vitrazhnaya-rospis/rospis-stekla-vitrazhnymi-kraskami/tehnika-vitrazhnoy-rospisi/tehnologiya-vitrazhnoy-rospisi/
http://art-estetica.ru/vitrazhnaya-rospis-po-steklu/
http://pikabu.ru/story/vitrazhnaya_rospis_materialyi_i_vsyo_neobkhodimoe_4206760
http://zhenskie-uvlecheniya.ru/sekrety-texniki-rospisi-po-steklu-dlya-nachinayushhix-xudozhnikov.html
http://nastroike.com/dom-i-dacha/521-vitrazh-v-domashnikh-usloviyakh-svoimi-rukami-rospis-po-steklu-i-nalivnaya-tekhnika
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/tehnika-vitrazhnoi-rospisi-po-steklu-dlja-nachinayuschih.html
http://moyastena.ru/shtukaturka/rospis-po-shtukaturke

Ссылка на основную публикацию