Арт-дизайн – это что такое: определение и виды термина

Понятие и основные виды дизайна

В переводе с английского «дизайн» озна­чает – замысел – проект, чертеж, рисунок.

Дизайн – это различные виды проектировочной дея­тельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Художест­венное конструирование, т.е. дизайн в узком смысле – это проек­тирование промышленных изделий, обладающих эстети­ческими свойствами.

В теории дизайна сформировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности пред­варяющей изготовление изделий и создание средовых объек­тов – проектной деятельности:

· массовое машинное промышленное производство;

· урбанизация (сосредоточение населения и экономиче­ской жизни в крупных городах);

· развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (электроэнергия, теле­фон, телеграф, фотография, новые средства транспорта, звуко­запись, кинематограф);

· традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;

· архитектурное проектирование («старое» явление);

· инженерное проектирование («новое» явление).

В связи с этим принято выделять следующие виды дизайна:

· Индустриальный дизайн – вид дизайна охватывающий широчайший круг объектов, как говорят, «от самолета до иголки». Основное место в таком виде дизайна занимает проектирование изделий группы «А», т.е. наиболее наукоемких, технически слож­ных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства (продукция машиностроения и станкострое­ния, средства транспорта, вооружение). Однако наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» – предметов потребления. Группа в свою очередь членится на специфиче­ские подгруппы. В традиционном понимании к индустриаль­ному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проекти­рование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.

Специфические особенности присущи дизайну медицин­ского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых лю­дей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в ча­стности игрушек.

· Графический дизайн является одним из наиболее распространен­ных видов дизайнерского творчества, охватывающий вместе с рекламой практически все сферы жизни общества. Принято выделять два основных вида графического дизайна: традиционный и коммуникативный. К традиционным видам относят книжное и плакат­ное оформление, упаковка, этикетки, разработка фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов. К коммуникационным относят за­ставки, рекламные ролики на телевидении и компьютерный дизайн.

· Компьютерный дизайн – это самостоятельный вид дизайнер­ского творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемой разработкой статических и динамических веб-страниц для использования в сети Интернет. Построение графических изображе­ний, всей системы информации в этой сети определяется довольно жесткими правилами.

· Дизайн архитектурной среды – вид дизайна, охватывающий интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и обо­рудования общественных и производственных зданий, жи­лых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное ис­пользование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудо­вания площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства горо­дов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, по­теснившее традиционные садово-парковое искусство и ланд­шафтную архитектуру.

· Дизайн выставочных экспозиций представляет собой смесь графического и дизайна архитектурной среды, основное назначение которого заключается в организации праздничного оформления среды жизнедеятельности.

· Дизайн одежды и аксессуаров – понятие, которое еще только становится общеупотребляемым. Индустрия моды жи­вет во многом по своим законам. Художники-модельеры соз­дают уникальные коллекции «от кутюр» и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте». Сегодня при создании не только последних, но и первых все больше ис­пользуются современные материалы и технологии, учитыва­ются интересы широких слоев населения, а самое главное -специфические методы дизайн-проектирования.

· Арт-дизайн (англ. art – искусство). Особенность данного вида дизайна со­стоит в том, что усилия дизайнера направлены, в первую оче­редь на организацию художественных впечатлений, получае­мых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставоч­ными, т. е. фактически проектируются эмоции. В связи с пере­ходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания про­изведений арт-дизайна все шире используется в проектирова­нии продукции индустриального дизайна.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

188.163.65.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды дизайна

В этом случае меня не спасёт даже владение программой трёхмерного моделирования 3D Studio Max. Вот и получается что дизайнер дизайнеру рознь.

В этой статье я попробую выделить и структурировать основные виды дизайна.

Промышленный (индустриальный) дизайн.

Целью промышленного дизайна является определение функциональных особенностей, качеств и внешнего вида изделий промышленного производства.

Проектирование взаимодействия.

Проектирование взаимодействия (Interaction Design) — категория дизайна, занимающаяся разработкой интерактивных цифровых изделий, систем, услуг.

Транспортный дизайн.

Транспортный дизайн зародился в начале 20-х годов ХХ-го века в Америке.

Этот вид дизайна ставит целью создание логичной, модной и удобной формы автомобиля. Современный автомобильный дизайн решает множество задач от создания соответствующего образа автомобиля до удобства в салоне.

Веб-дизайн (компьютерный дизайн).

Веб-дизайн.

(Web design) — разновидность графического дизайна. Веб-дизайн это художественная составляющая сайтов и пользовательских веб-интерфейсов.

Веб-дизайнеры разрабатывают композиционную составляющую проекта, придумывают логическую структуру страниц и способы подачи информации.

Дизайн пространственной среды.

Архитектурный дизайн.

Архитектурный дизайн (от латинского architectura от древне-греческого αρχι — старший) — вид дизайна, а также искусство проектирования зданий и их строительства.

Дизайн интерьеров.

Одно из направлений дизайна пространственной среды, направленное на оформление внутреннего убранства помещений, создание удобной и эстетичной обстановки жилых и производственных помещений. В равной степени содержит в себе такие дисциплины как художественный, так и промышленный дизайн.

Световой дизайн.

Световой дизайн, светодизайн (lighting design — проектирование освещения) — этот вид дизайна целиком направлен на работу со светом и световыми приборами.

Основными аспектами можно выделить три таких пункта как:

Эстетическое восприятие – создание эмоциональной атмосферы, благоприятной для людей различных слоёв и возрастов.

Эргономический аспект – способность света влиять на трудоспособность и настроение людей.

Энергоэффективность – целесообразность энергозатрат на освещение той или иной площади, без излишнего переосвещения или затемнения поверхности в соответствии с задумкой дизайнера.

Дизайн церемоний.

Дизайн церемоний это категория дизайна, которая представляет собой комплексное оформление празднеств и торжеств, включающая в себя различные виды дизайнерской деятельности, такие как интерьерный и экстерьерный дизайн, графический, световой, дизайн имиджа человека и т.д.

Ландшафтный дизайн.

Ландшафтным дизайном называется сочетание различных действий направленных на благоустройство территорий, а также озеленение и окультуривание территорий. Как правило сочетает в себе архитектуру, растениеводство и культурологию (сведения из истории).

Футуродизайн.

Футуродизайн (future design — «дизайн будущего») — направление в дизайне проектирующее дизайн и типологию будующего.

Футуристический дизайн находит широкое прикладное применение при создании декораций, одежды для фильмов и игр.

Звуковой дизайн.

Звуковой дизайн (sound design )— творческая деятельность по созданию специальных звуковых и акустических эффектов для использования в музыке и киноиндустрии.

Экологический дизайн.

Экодизайн — этот “зелёный” дизайн обращает внимание общества на отношение к природным ресурсам, их целесообразному использованию потреблению. Экологический дизайн помимо обычных эстетических требований обращает своё внимание на:

– безопасности в эксплуатации изделия;

– простоте и безопасности утилизации.

Графический дизайн.

Творческая деятельность направленную на проектирование и создание благоприятной, визуальной коммуникационной обстановки называют графическим дизайном.

Книжный дизайн.

Книжный дизайн – одна из категорий графического дизайна включающего в себя этапы подготовки книги к изданию

Полиграфический дизайн.

Полиграфический дизайн – процесс создания дизайн макетов готовых к печати полиграфических изделий, таких как визитки, бланки, плакаты, листовки и т.д.

Информационный дизайн.

Информационный дизайн — дизайн предоставляющий информацию в структурированном и эстетическом виде. Информационный дизайн делает информацию более удобной и простой для восприятия, учитывает эргономические и психологические аспекты восприятия.

Дизайн имиджа человека.

Сегодня имидж человека является для потребителей одним из самых востребованных видов дизайна.

При создании дизайна имиджа человека за основу берутся такие константы как:

фактура – естественная составляющая человеческого образа, основа с которой дизайнеру нужно работать;

story – история, другими словами естественная или придуманная атмосфера и историческая составляющая образа, возраст, пол, семейное положение, профессия;

костюм – костюм является неотъемлемой частью персонажа;

антураж – обстановка в которой находится и живёт объект дизайна и в которую он должен гармонично вписываться;

роль – это неотъемлемые голос, манеры, походка.

Клиентами имидж-дизайнеров являются политики, бизнесмены, актёры кино и деятели шоу-бизнеса.

К инструментам создания имиджа человека можно отнести и боди-арт.

Боди-арт.

Bodyart дословно в переводе с английского означает — «искусство тела». Вид искусства в котором основным инструментом для коммуникации является человеческое тело. Боди-арт является более широким и ёмким чем просто роспись по телу, как думают многие.

Виды боди-арта:

Татуирование (слово происходит от полинезийского — «метка») — нанесение на кожу красящих веществ, которые сохраняются в течении всей. Видами татуировки можно назвать перманентный макияж, и татуаж бельма.

Бодипейнтинг (body painting) — это искусство рисования на теле. Находит своё распространение роспись по телу среди художников и как средство самовыражения и как средство рекламы и маркетинга. Бодипейнтинг делится на подвиды, к примеру фейс-арт, нейл-арт или менди.

Фейс-арт — рисование на лице. Очень популярен нейл-арт — дизайн ногтей. Менди — более долговременный боди-паинтинг. Можно окрасить тело с помощью хны длительностью до трёх недель.

Пирсинг (от английского piercing — «прокол»)— вдевание предметов в различные отверстия на лице и теле. К разновидностям пирсинга иногда относят: глазные имплантанты и скайсы – накладки на зубы.

Шрамирование — это сознательное нанесение на тело шрамов и порезов, представляющих в законченном виде какой-либо узор или рисунок. Шрамирование иногда называют скарификацией (от латинского scarifico — «царапаю») или скарт.

Имплантация (от латинского слова im — «внутрь» и латинского plantatio — «сажать») —

сюда относятся операции по вживлению чужеродных для человеческого организма предметов.

Имплантация это также увеличение груди, губ и прочая пластическая хирургия.

Модификации тела (от латинского modus — «мера» и латинского слова facio — «делаю») —

изменение структуры тела, как например заострение кончиков ушей (как у эльфов) или раздвоение кончика языка. Сюда входят также ампутации и корсетирование.

Самодемонстрация. Как правило художник, прибегая к этому виду самореализации, заставляет себя подолгу находится в одной позе или проделывает какие-либо действия, при этом демонстрируя себя окружающим.

Арт-дизайн.

Главным дивизом арт-дизайна является выражение: ” Искусство превыше всего!”.

Арт-дизайн зародился в 80-х годах ХХ-го века в Италии. Первоначально этот вид дизайна коснулся мебели и интерьерных решений.

Основными отличительными чертами нового стиля стали:

– необычные образы, формы и материалы;

– применение различных стилей в одном объекте;

– использование принципа hand-made (сделано в ручную);

– высокая художественная детализация форм, фактур и поверхностей;

Потребителям пришлась по вкусу новая концепция. Многим понравился чувственный и эмоциональный арт-дизайн. Сейчас арт-дизайн можно увидеть повсеместно. Любое авторское произведение, которое ранее можно было назвать “самоделкой”, теперь называется арт-дизайном.

Данный вид дизайна распространился на другие сферы, к примеру архитектуру, веб-дизайн, полиграфию, боди-арт и т.д. Его всегда можно отличить по преобладанию художественных и эмоциональных мотивов в композиции.

Но преимущественно в профессиональной среде арт-дизайном называют:

– декоративно-оформительское творчество

– флористический дизайн

– создание ювелирных изделий

– оформление декоративным текстилем

– декоративно-прикладное, а также народное искусство

– сувениры и подарки.

Мы познакомились с основными видами дизайна. Надеюсь вам было интересно.

История понятие термина дизайн

Диза́йн. Понятие. Определение.

Диза́йн (англ. design, от итал. disegno обозначивание) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.“

(Определение дизайна, предложенное Томасом Мальдонадо и утверждённое на VI Конгрессе ИКСИД (ICSID – International Council of Societies of Industrial Design))

Альтернативные определения и содержания термина

Дизайн— это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн – это искусство комбинаторики, стилистики и украшения. Для дизайна актуально множество направлений.

Дизайн (англ. design — инженер-конструктор) — замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект и чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция.

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

История понятие термина дизайн

Слово design (дизайн) появилось впервые около четырех веков назад и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «designo intero» означало – рожденная у художника и внушенная Богом идея – концепция создания произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года дает аналогичную интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».

В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».

В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».

Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли (Massimo Vignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!» И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.

Дизайн, как творческий процесс, иногда можно разделить на

художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);

техническая эстетика — наука о дизайне, учитывая все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д. (современное понимание).

Объект дизайна

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.

| следующая лекция ==>
ДІАГНОСТИКА ДИЗАРТРІЇ ЗА ЛОКАЛИЗАЦІЄЮ ОСЕРЕДКУ УРАЖЕННЯ | СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КИШКЕ

Дата добавления: 2017-02-24 ; просмотров: 2602 | Нарушение авторских прав

Использование принципов арт-дизайна при создании оригинальной коллекции Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Басарина А. В.

Статья посвящена классификации принципов формообразования арт-дизайна и возможности их применения при проектировании оригинальной коллекции женской одежды. В мире современных технологий, с помощью которых создается массовая продукция, товар становится безликим и не интересным для общества, а потребителю необходимо удовлетворить его эмоциональные потребности, дать проявиться индивидуальности. Для достижения этих целей применяются принципы формообразования арт-дизайна как экспериментальный способ получения новых образов, форм и конструкций.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Басарина А. В.

USING THE PRINCIPLES OF DESIGN ART WHEN CREATING THE ORIGINAL COLLECTION

The article is devoted to the classification of art design and the principles of its forming, the possibilities of their application in the original collection of the women’s clothes design. In the world of modern technologies that creates mass production, the commodity becomes impersonal and not interesting for the society, so a consumer must satisfy his emotional needs, give manifest of his individuality. To accomplish these ends it is possible to apply the principles of the art design forming as an experimental method of generating new images, forms and constructions.

Текст научной работы на тему «Использование принципов арт-дизайна при создании оригинальной коллекции»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АРТ-ДИЗАЙНА ПРИ СОЗДАНИИ ОРИГИНАЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: арт-дизан, принципы формообразования, эксперимент, модная коллекция.

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена классификации принципов формообразования арт-дизайна и возможности их применения при проектировании оригинальной коллекции женской одежды. В мире современных технологий, с помощью которых создается массовая продукция, товар становится безликим и не интересным для общества, а потребителю необходимо удовлетворить его эмоциональные потребности, дать проявиться индивидуальности. Для достижения этих целей применяются принципы формообразования арт-дизайна как экспериментальный способ получения новых образов, форм и конструкций.

USING THE PRINCIPLES OF DESIGN ART WHEN CREATING THE ORIGINAL COLLECTION

KEYWORDS: art-design, principles of forming, experiment, fashion collection.

ABSTRACT: the article is devoted to the classification of art design and the principles of its forming, the possibilities of their application in the original collection of the women’s clothes design. In the world of modern technologies that creates mass production, the commodity becomes impersonal and not interesting for the society, so a consumer must satisfy his emotional needs, give manifest of his individuality. To accomplish these ends it is possible to apply the principles of the art design forming as an experimental method of generating new images, forms and constructions.

Товары, схожие по качеству и дизайну, ежегодно сходят с конвейеров, теряют свою индивидуальность, становясь безликими и не интересными для общества. В ХХ! веке наиболее важным критерием при выборе товара становится приобретение новых эмоций, стремление скорее к самовыражению, нежели функциональному удовлетворению. Этому требованию отвечает концептуальный дизайн с его невиданными образами, формой, конструкцией.

Термин «арт-дизайн» возник с появлением миланской группы «Алхимия» (1976 г.), родоначальником которой стал Этторе Соттсас. Формирование молодых дизайнеров в бунтарские группы началось с его выставки в Милане в 1966 году. Такие группы, как Archizoom, Superstudio,

UFO, Global Tools, Memphis своими проектами оспаривали нравы «хорошего дизайна». С подачи арт-критика Германо Селан-та, такой дизайн стали называть «радикальным» [8. С. 48]. Принцип их работы можно определить как дизайн «от противного»: если «хороший дизайн» был функциональным и рациональным, ориентированным на потребителя, то работы радикальных дизайнеров были иррациональны и не приспособлены к жизни. «Мы хотим принести в дом все, что раньше оставалось снаружи: нарочитую банальность, сознательную вульгарность, урбанистические элементы и порок», – писали Андреа Бранци, Массимо Мороцци и Паоло Дога-нелло [8. С. 72]. Радикальные дизайнеры делали намеренную безвкусицу, провоци-

руя сомнения и призывая к изменению среды обитания. Объекты их проектирования подтолкнули к поискам уникальных проектных решений, отвечающих новым типам восприятия пространства, света, цвета, материала и порожденных научнотехнической революцией и течениями постмодернизма. Постепенно арт-дизайн перешел во все сферы культуры и стал пониматься, как вид дизайна с явным приоритетом эстетического начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта [5. С. 13]. Это «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами изобразительного искусства, удаляясь от задач предметного художественного творчества. Чаще всего объекты арт-дизайна – это демонстрационные, выставочные экспонаты, но представляющие собой не произведения изобразительного или декоративного искусства, а декоративные образы знакомых вещей: одежды, головных уборов, посуды, мебели, светильников и пр. Они мало рассчитаны на практическое использование, поскольку их утилитарные функции скрыты или вообще «сняты» автором [3. С. 26]. Объекты арт-дизайна по-настоящему оригинальны, выразительны, красивы, чаще всего они преследуют цель эпатажа зрителей, ниспровержения общезначимых ценностей и критериев красоты предметного мира ради самоутверждения художников, привлечения внимания журналистов и новых клиентов.

Постепенно арт-объект адаптируется в современной жизни. Отвечая социальным, функциональным и эстетическим требованиям, объект перевоплощается в реальный предмет, приспособленный к повседневному и массовому потреблению. Преобразованная идея остается уникальной, с новой формой, конструкцией и технологической обработкой. Чтобы добиться таких результатов, дизайнер в проектировании коллекции может ориентироваться на ряд принципов, сформированных на основе анализа формообразующих процессов в дизайне. На основе рассмотрения совре-

менных исследований в области формообразования нами было выделено четыре основных принципа арт-дизайна.

Принцип нелинейности. Наиболее продуктивным проектированием в дизайне является рассмотрение вопроса формообразования с позиции синергетики. Термин «нелинейность» означает определенный вид математических уравнений, которые могут иметь несколько качественно различных решений. В мировоззренческом плане понятие нелинейности отражает идею многовариантности, изменчивости и буйства форм. В дизайне это предполагает возможность неожиданных изменений направления образования форм.

В промышленном дизайне принцип нелинейности реализован, например, в работе А. Мендини (Alessandro Mendini) под названием «ABC collection». Среди дизайнеров одежды можно назвать дуэт голландских дизайнеров Виктор & Ролф (Viktor & Rolf), женская коллекция 2010 года которых была основана нелинейности и иллюзии трехмерности за счет геометрических форм моделей. Исси Мияке (Issey Miyake), один из самых изобретательных японских дизайнеров-художников создает одежду и арт-композиции [6. С. 53], вдохновившись древним искусством оригами. Он запустил новую концептуальную линию под названием 132 5, модели которой были созданы традиционным способом складывания фигур в данном случае – из плоского куска ткани.

А. Мендини. «ABC collection»

Photoshop, после чего архитектор создал на их основе 3D-модели, а мастер отлил «в полимере».

Платье из коллекции 2010 г.

Нелинейный принцип формообразования дизайнерам интересен тем, что он расширяет границы сознания в создании новых форм, пропорций, конструкции, разрушая стереотипы и привлекая новых клиентов, готовых к эксперименту.

Принцип фрактальности. Принцип фрактальности интересен дизайнеру прежде всего с эстетической точки зрения, позволяющий создать необычный декор либо конструкцию. Понятие фрактальности также впервые обозначено в синергетике. Фракталы – геометрические структуры, обладающие свойством самоподобия, масштабной инвариантности. Это означает, что малый фрагмент структуры подобен другому, более крупному, или структуре в целом [5. С. 43].

Принцип фрактальности в своих работах использует японский дизайнер Такеши Миякава (Takeshi Miyakawa). Например, тумбочка Fractal 23 содержит 23 ящика самых разных размеров и пропорций, которые как-то ухитряются уживаться между собой внутри кубического корпуса, заполняя почти всё доступное им пространство. Дуэт Виктор & Ролф (Viktor & Rolf) в коллекции весна-лето 2011 года предлагали модели, созданные на основе классической мужской рубашки, повторенной множество раз. Игра с воротниками, манжетами и кроем перевернули всё с ног на голову. Голландский дизайнер одежды Ирис Ван Херпен (Iris Van Herpen), опираясь на принципах подобия, повторяя один и тот же элемент много раз, создал интересную фактуру и форму. Для того, чтобы создать такие модели, дизайнер изначально прорисовывал их в программе

Виктор & Ролф. Платье из коллекции «Весна-лето». 2011 г.

Ирис Ван Херпен.

Платье из коллекции «Весна-2012»

3. Перенос нетрадиционных пластических свойств материала на объект. Впервые изменение состояния и свойств предмета начали использовать в сюрреализме, «уничтожая» структурные особенности предмета, превращая состояние твердого в текучее, жидкого – в твердое. Постепенно этот прием начали заимствовать другие направления искусства и в том числе арт-дизайн. Один из самых ярких представителей арт-дизайна Гаэтано Пеше (Gaetano Posce), бунтарь эпохи 1960-х. Итальянский архитектор и дизайнер мебели, чье творчество отличается смелыми технологическими экспериментами и своей особой эмоцией. Он впервые изготовил

серию мебели из нетрадиционного материала – полиуретана без жесткой конструкции, под названием «Ир».

Гаэтано Пеше. Кресло. Serie Up 2000

При использовании этого приема в дизайне одежды дизайнеры применяют, либо имитируют, такие материалы, как пластик, металл, дерево. Например, в коллекции «Осень-зима» 2007 года английский дизайнер Гарет Пью (Gareth Pugh) создал модели оригинальной формы и фактуры из прямоугольных пластиковых пластин. Дизайнер Ирис Ван Херпен (Iris Van Herpen) в моделях коллекции 2012 года реализовала образ космической и, в то же время женственной леди, выполнив платья из пластика, резины и других технологичных материалов. В своей коллекции британский дизайнер Кристофер Кейн (Christopher Kane) декорировал модели вставками из окрашенной жидкости, запаянной в резину.

Гарет Пью. Платье из коллекции «Осень-зима». 2007 г.

Ирис Ван Херпен.

Платье из коллекции «Весна-лето».

Достижения в области высоких технологий, всеобщая компьютеризация производства позволяет дизайнерам воплощать свои идеи, применяя недоступные ранее материалы в своей коллекции, воссоздавая объемную фактуру, чтобы удовлетворить тактильные потребности потребителя.

4. «Перенос ситуации» при проектировании арт-дизайна. Принцип реализуется через «погружение» объекта в конкретную ситуацию, например, фантастического будущего, через своеобразную театрализацию. На показе осень-зима 2007 Виктор & Рольф (Viktor & Rolf) решили акцентировать внимание на моделях, прикрепив огромные прожекторы прямо к одежде. Коллекция «живых» платьев Хуссейна Чалаяна (Hussein Malayan) на показе в 2006 года перенесла зрителей в будущее или прошлое. Платья моделей произвольно меняли форму – самостоятельно перемещали лоскуты ткани, из складок показывались сверкающие кристаллы. За считанные минуты модель, облаченная в наряд начала XXI века, прямо на подиуме «переносилась» в далекий 1895 год. В коллекции «Весна-лето» 2009 года Гарет Пью (Gareth Pugh) продемонстрировал футуристическую коллекцию, использовав некоторые детали и фактуру из средневековья.

Хуссейн Чалаян. «Живые» платья ворить не столько о дизайне, сколько об

особом направлении в художественном творчестве, стремящемся преодолеть издержки функционального и коммерческого дизайна ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрова Т.Ю. Вещь, форма, стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург, 2001.

2. Дизайн: очерки теории системного проектирования / Н. П. Валькова, Ю.А. Грабовен-ко, Е. Н. Лазарев, В. И. Михайленко. – Л.: ЛГУ, 1983.

3. Каган М. С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, 1972.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Наука, 1994.

5. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – СПб.: СПГУТД , 2004.

6. Немкова Е. В. Иссэй Миякэ: новая концепция одежды // Мир дизайна. 1998. №4. С. 56-59.

7. Смирнов Б.А. Кризис? Чего? // Декоративное искусство СССР. 1969. №12. С. 27-29 .

8. Шатин Ю. В. Этторе Соттсасс // Техническая эстетика. 1989. №9. С. 25-29.

9. Яловенко А. А. Гаэтано Пеше. Между искусством и архитектурой // Частная архитектура. 1999. №2. С. 46-51.

Виды дизайна

В этом случае меня не спасёт даже владение программой трёхмерного моделирования 3D Studio Max. Вот и получается что дизайнер дизайнеру рознь.

В этой статье я попробую выделить и структурировать основные виды дизайна.

Промышленный (индустриальный) дизайн.

Целью промышленного дизайна является определение функциональных особенностей, качеств и внешнего вида изделий промышленного производства.

Проектирование взаимодействия.

Проектирование взаимодействия (Interaction Design) — категория дизайна, занимающаяся разработкой интерактивных цифровых изделий, систем, услуг.

Транспортный дизайн.

Транспортный дизайн зародился в начале 20-х годов ХХ-го века в Америке.

Этот вид дизайна ставит целью создание логичной, модной и удобной формы автомобиля. Современный автомобильный дизайн решает множество задач от создания соответствующего образа автомобиля до удобства в салоне.

Веб-дизайн (компьютерный дизайн).

Веб-дизайн.

(Web design) — разновидность графического дизайна. Веб-дизайн это художественная составляющая сайтов и пользовательских веб-интерфейсов.

Веб-дизайнеры разрабатывают композиционную составляющую проекта, придумывают логическую структуру страниц и способы подачи информации.

Дизайн пространственной среды.

Архитектурный дизайн.

Архитектурный дизайн (от латинского architectura от древне-греческого αρχι — старший) — вид дизайна, а также искусство проектирования зданий и их строительства.

Дизайн интерьеров.

Одно из направлений дизайна пространственной среды, направленное на оформление внутреннего убранства помещений, создание удобной и эстетичной обстановки жилых и производственных помещений. В равной степени содержит в себе такие дисциплины как художественный, так и промышленный дизайн.

Световой дизайн.

Световой дизайн, светодизайн (lighting design — проектирование освещения) — этот вид дизайна целиком направлен на работу со светом и световыми приборами.

Основными аспектами можно выделить три таких пункта как:

Эстетическое восприятие – создание эмоциональной атмосферы, благоприятной для людей различных слоёв и возрастов.

Эргономический аспект – способность света влиять на трудоспособность и настроение людей.

Энергоэффективность – целесообразность энергозатрат на освещение той или иной площади, без излишнего переосвещения или затемнения поверхности в соответствии с задумкой дизайнера.

Дизайн церемоний.

Дизайн церемоний это категория дизайна, которая представляет собой комплексное оформление празднеств и торжеств, включающая в себя различные виды дизайнерской деятельности, такие как интерьерный и экстерьерный дизайн, графический, световой, дизайн имиджа человека и т.д.

Ландшафтный дизайн.

Ландшафтным дизайном называется сочетание различных действий направленных на благоустройство территорий, а также озеленение и окультуривание территорий. Как правило сочетает в себе архитектуру, растениеводство и культурологию (сведения из истории).

Футуродизайн.

Футуродизайн (future design — «дизайн будущего») — направление в дизайне проектирующее дизайн и типологию будующего.

Футуристический дизайн находит широкое прикладное применение при создании декораций, одежды для фильмов и игр.

Звуковой дизайн.

Звуковой дизайн (sound design )— творческая деятельность по созданию специальных звуковых и акустических эффектов для использования в музыке и киноиндустрии.

Экологический дизайн.

Экодизайн — этот “зелёный” дизайн обращает внимание общества на отношение к природным ресурсам, их целесообразному использованию потреблению. Экологический дизайн помимо обычных эстетических требований обращает своё внимание на:

– безопасности в эксплуатации изделия;

– простоте и безопасности утилизации.

Графический дизайн.

Творческая деятельность направленную на проектирование и создание благоприятной, визуальной коммуникационной обстановки называют графическим дизайном.

Книжный дизайн.

Книжный дизайн – одна из категорий графического дизайна включающего в себя этапы подготовки книги к изданию

Полиграфический дизайн.

Полиграфический дизайн – процесс создания дизайн макетов готовых к печати полиграфических изделий, таких как визитки, бланки, плакаты, листовки и т.д.

Информационный дизайн.

Информационный дизайн — дизайн предоставляющий информацию в структурированном и эстетическом виде. Информационный дизайн делает информацию более удобной и простой для восприятия, учитывает эргономические и психологические аспекты восприятия.

Дизайн имиджа человека.

Сегодня имидж человека является для потребителей одним из самых востребованных видов дизайна.

При создании дизайна имиджа человека за основу берутся такие константы как:

фактура – естественная составляющая человеческого образа, основа с которой дизайнеру нужно работать;

story – история, другими словами естественная или придуманная атмосфера и историческая составляющая образа, возраст, пол, семейное положение, профессия;

костюм – костюм является неотъемлемой частью персонажа;

антураж – обстановка в которой находится и живёт объект дизайна и в которую он должен гармонично вписываться;

роль – это неотъемлемые голос, манеры, походка.

Клиентами имидж-дизайнеров являются политики, бизнесмены, актёры кино и деятели шоу-бизнеса.

К инструментам создания имиджа человека можно отнести и боди-арт.

Боди-арт.

Bodyart дословно в переводе с английского означает — «искусство тела». Вид искусства в котором основным инструментом для коммуникации является человеческое тело. Боди-арт является более широким и ёмким чем просто роспись по телу, как думают многие.

Виды боди-арта:

Татуирование (слово происходит от полинезийского — «метка») — нанесение на кожу красящих веществ, которые сохраняются в течении всей. Видами татуировки можно назвать перманентный макияж, и татуаж бельма.

Бодипейнтинг (body painting) — это искусство рисования на теле. Находит своё распространение роспись по телу среди художников и как средство самовыражения и как средство рекламы и маркетинга. Бодипейнтинг делится на подвиды, к примеру фейс-арт, нейл-арт или менди.

Фейс-арт — рисование на лице. Очень популярен нейл-арт — дизайн ногтей. Менди — более долговременный боди-паинтинг. Можно окрасить тело с помощью хны длительностью до трёх недель.

Пирсинг (от английского piercing — «прокол»)— вдевание предметов в различные отверстия на лице и теле. К разновидностям пирсинга иногда относят: глазные имплантанты и скайсы – накладки на зубы.

Шрамирование — это сознательное нанесение на тело шрамов и порезов, представляющих в законченном виде какой-либо узор или рисунок. Шрамирование иногда называют скарификацией (от латинского scarifico — «царапаю») или скарт.

Имплантация (от латинского слова im — «внутрь» и латинского plantatio — «сажать») —

сюда относятся операции по вживлению чужеродных для человеческого организма предметов.

Имплантация это также увеличение груди, губ и прочая пластическая хирургия.

Модификации тела (от латинского modus — «мера» и латинского слова facio — «делаю») —

изменение структуры тела, как например заострение кончиков ушей (как у эльфов) или раздвоение кончика языка. Сюда входят также ампутации и корсетирование.

Самодемонстрация. Как правило художник, прибегая к этому виду самореализации, заставляет себя подолгу находится в одной позе или проделывает какие-либо действия, при этом демонстрируя себя окружающим.

Арт-дизайн.

Главным дивизом арт-дизайна является выражение: ” Искусство превыше всего!”.

Арт-дизайн зародился в 80-х годах ХХ-го века в Италии. Первоначально этот вид дизайна коснулся мебели и интерьерных решений.

Основными отличительными чертами нового стиля стали:

– необычные образы, формы и материалы;

– применение различных стилей в одном объекте;

– использование принципа hand-made (сделано в ручную);

– высокая художественная детализация форм, фактур и поверхностей;

Потребителям пришлась по вкусу новая концепция. Многим понравился чувственный и эмоциональный арт-дизайн. Сейчас арт-дизайн можно увидеть повсеместно. Любое авторское произведение, которое ранее можно было назвать “самоделкой”, теперь называется арт-дизайном.

Данный вид дизайна распространился на другие сферы, к примеру архитектуру, веб-дизайн, полиграфию, боди-арт и т.д. Его всегда можно отличить по преобладанию художественных и эмоциональных мотивов в композиции.

Но преимущественно в профессиональной среде арт-дизайном называют:

– декоративно-оформительское творчество

– флористический дизайн

– создание ювелирных изделий

– оформление декоративным текстилем

– декоративно-прикладное, а также народное искусство

– сувениры и подарки.

Мы познакомились с основными видами дизайна. Надеюсь вам было интересно.

Что такое «арт-дизайн», и где его можно использовать?

Арт-дизайн – это направление в разработке дизайна интерьера с преобладанием художественной составляющей, которая опирается на высокое искусство.

Рождение термина «арт-дизайн» берет свое начало во второй половине двадцатого столетия. Страна родоначальник – Италия. Взоры творческих и креативных людей были привлечены в направлении экспрессивного и дерзкого стиля «арт».

Стилевые особенности дизайн-проекта в стиле «арт»:

  • контрастные сочетания цвета и света;
  • комбинирование разных стилей;
  • экзотические акценты, которые ранее не применялись при оформлении интерьеров;
  • нестандартные «кричащие» формы и образы;
  • необычные материалы для отделки;
  • преобладание художественной деталировки с акцентом на хенд-мейд.

Важно! Арт-дизайн — изящная линия современного дизайна, несмотря на то, что ее реализация требует использования абсурдных, на первый взгляд, предметов домашнего и уличного обихода. Например, шин от машин, из которых делаются оригинальные лампы или светильники для интерьера.

Виды арт-дизайна в интерьере помещений

Дизайн-проект помещения в арт-стиле может быть реализован в двух направлениях:

  • Поп–арт. Стиль популярного искусства. Очень любит использование в интерьере объемных картин и орнаментов, состоящих из оптического обмана. Приемлет в интерьере разработку мини-инсталяций в виде подиумов и сцен, неожиданных возвышенностей и переходов. Приветствует обилие зеркал или светильников необычной формы, из огромнейшего количества предметов. Такой стиль несет в себе откровенную провокацию в цвете стен, потолка и пола. Все они могут быть выкрашены в разные контрастные цвета.
  • Арт-деко. Ответвление первоначального Арт, которое появилось во Франции. Этот стиль соединил в себе модерн, геометрический уклон и экспрессию. Четкие и выразительные формы, пользующиеся спросом у многих профессионалов в области дизайна. Изначально это направление использовалось в рисовании иллюстраций, но со временем вылилось в создание стиля касающегося разработки мебели и оформления помещения.

Обратите внимание! В этом «дизайн-искусстве» главная роль отводится первому впечатлению от художественного акцента. Дизайнер не просто создает дизайн-проект, он проектирует ваши эмоции с помощью демонстрации своих или ваших воплощенных фантазий в интерьере.

Материалы для разработки дизайн-проекта в арт-стиле

Оригинальные, иногда шокирующие, композиции присущие стилю эпатируют публику, неся в своем выражении обязательный смысл, который демонстрируется необычным образом с применением любых средств.

Материалы, которые будут использоваться при реализации дизайн-проекта в направлении арт:

  • керамика;
  • натуральный и декоративный камень;
  • ткани;
  • мех;
  • кожа;
  • самоцветы;
  • металл;
  • дерево;
  • стекло;
  • пластмасса;
  • резина;
  • краски.

Важно! Не один стиль не способен настолько вас удивить, как сделает это арт-стиль. Каким он будет арт-деко или поп-арт, конечно, решать вам и вашим близким людям, которые захотят заказать проектной компании именно такие интерьеры квартир, офисов или магазинов.

Дизайн-проект в арт-стиле от Energy-Systems

Команду Energy-Systems не испугать смелыми решениями в разработке дизайн-проектов в стиле поп-арт или арт-деко. Если вы та самая творческая личность, которая собралась с духом и решила «выстрелить» своим предпочтением – позвоните нам по телефону, который указан в шапке сайта.

Внизу страницы есть онлайн-калькулятор, который поможет сделать предварительный расчет стоимости услуг при разработке вашего дизайн-проекта.

Источники:
http://alexsv.ru/vidy-dizajna/
http://lektsii.org/14-58929.html
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-printsipov-art-dizayna-pri-sozdanii-originalnoy-kollektsii
http://alexsv.ru/vidy-dizajna/
http://energy-systems.ru/main-articles/dizajn-pomeshchenij/9765-razrabotka-dizajn-proekta-v-art-stile
http://bioart-kamin.ru/o-biokaminah

Ссылка на основную публикацию
×
×