Проект-дизайн: что это такое – определение и виды термина – это что такое: определение и виды термина

Ключевые понятия, термины и определения, рабочие категории дизайна

Дизайн. Этимология, смысл и определения понятия. Термины практики и теории дизайна

Расхождения в понимании и неоднозначности толкования понятия «дизайн» в большой мере обусловлены многозначностью английского слова design, ставшего с начала 30-х гг. международным термином, обозначающим художественно-конструкторскую, проектно-творческую деятельность и ее результаты.

В словаре [2] «слово design переводится и как замысел, умысел, план, цель, намерение, и как творческий замысел, план, проект, и как чертеж, расчет, конструкция, и как проектирование, конструирование, и как эскиз, рисунок, узор, композиция, и как искусство композиции и даже произведение искусства.

В английском языке для многих слов характерно образование существительных и глаголов от одного и того же корня без добавления суффиксов и приставок. Поэтому слово to design, выступая в качестве глагола, обозначает действия, связанные по смыслу со многими из вышеперечисленных значений слова design в качестве существительного. Например: замышлять, задумать, планировать, проектировать, конструировать, чертить, создавать узор, рисунок, фасон и. т. п.

Анализируя весь спектр значений слова design, можно понять, почему этот термин закрепился за художественно-конструкторским видом проектно-творческой деятельности. Емкость смысла слова design отражает и обыденный, и научный, и технический, и художественный аспекты значений этого термина. В нем отражен реальный синтез науки и практики, техники и искусств в разносторонней дизайнерской деятельности» [15, с.8].

Однако совершенно не оправдано по аналогии с английским языком распространение в русском языке слова design на широкий круг понятий, связанных не только с проектно-творческой, но и просто композиционно-художественной деятельностью в разных областях обширной сферы предметного творчества (в том числе связанного исключительно с ручной работой, ремесленными способами создания вещей или компоновки чего-либо даже из естественных природных, а не переработанных промышленностью материалов).

«Для их обозначения в нашем языке существуют свои термины, давно устоявшиеся в специальной и общей литературно-книжной и разговорной лексике.

Пренебрежение этим обстоятельством на фоне общей, во многом необоснованной тенденции замены русских слов английскими пагубно не только с научной, лексико-терминологической точки зрения, но и понятийно-практической. Границы профессионального дизайна неоправданно размываются, в эту сферу творческой деятельности все чаще включают другие виды и формы художественного творчества, имеющие свою природу, специфику и, главное, свои давно известные русские названия» [15, с.8].

Например, давно существующие виды художественного освоения живой природы (флоры), называемые «садово-парковое искусство», «ландшафтная архитектура», включившись в сферу дизайна, стали именоваться «садово-парковым или ландшафтным дизайном». А искусство иллюминации, световых эффектов, подсветки зданий, сооружений, фонтанов, декоративного освещения в приусадебных садах и парках стало называться «световым дизайном». Искусство составления композиций из цветов, листьев, веток, корней, камней, подобное японскому искусству «икебана», используемое в украшении различных общественных или жилых зданий, стали называть «фито-дизайном» или «дизайн-флористикой».

Мастерство художественной ковки, чеканки и даже ювелирного дела, издавна относившихся к декоративно-прикладному искусству, основанному на ремесленном способе изготовления соответствующих изделий, получило теперь названия: «кузнечный дизайн», «ювелирный дизайн» и. т. п.

Наконец, мастерство парикмахера, создающего в той или иной степени оригинальные, эффектные, вычурные прически, именуется теперь нередко «парикмахерским дизайном». (По аналогии с этим можно назвать «дизайнером» и мастера макияжа, маникюра и вообще имиджмейкера).

Слово «дизайн» и сама профессия дизайнера приобрели модное значение, престижность, что и объясняет все большее распространение этого термина.

В титрах многих современных англоязычных теле- и кинофильмов слово «дизайнер» заменило слово «художник»: вместо художник по костюмам пишут «costume-designer», а звукооператор – художник звукового сопровождения называется «sound-designer» и т. п.

Все это незамедлительно калькируется в нашем языке, как будто прежние названия известных понятий потеряли или изменили свой смысл или вдруг устарели.

В конкурсно-выставочной деятельности Союза дизайнеров России в перечнях номинаций разделов или объектов конкурсов и выставок помимо уже упомянутых словообразований «ландшафтный дизайн», «световой дизайн», «фито-дизайн» стали употреблять словосочетания «дизайн-журналистика», «дизайн-педагогика», «телевизионный дизайн» (вместо «тематика дизайна в журналистике», «преподавание дизайна», «дизайн на телевидении»).

Последние примеры удручают больше всего, поскольку способствуют искажению представлений о природе, сущности, специфике и естественных границах сферы дизайнерского творчества не только в массе непросвещенного населения (общая культура и эрудиция которого и без того разрушаются нашими mass media), но и в профессиональной среде специалистов, занимающихся дизайн-проектированием или (что еще хуже) обучающих дизайну в разных учебных заведениях.

Нет ничего удивительного в том, что в XIX в. и еще в начале ХХ в. в англоязычных странах слово «дизайн» (учитывая его многозначность, раскрытую в начале подразд. 1.1) широко употреблялось по отношению к ремесленному творчеству, декоративно-прикладному искусству, искусству графики, означая «рисунок», «узор», «эскиз», «композицию». Одна из книг английского теоретика искусства, идеолога прерафаэлитов Джона Рескина (1819?1900) называлась «Hints on Pattern designing». Известный английский художник прикладного искусства Уильям Моррис (1834?1896), основатель «Движения искусств и ремесел», исследователями его творчества, его культурного наследия нередко назывался дизайнером. Авторы книги «История прикладного искусства нового времени» Р. Розенталь и Х. Ратцка [25] употребляли слово «дизайн» как по отношению к прикладному искусству, так и собственно дизайнерскому творчеству.

Впервые термин «дизайн» был применен по отношению к образцам изделий, разработанным для промышленного производства, английским художником Джозефом Синелом в 1919 г., причем он ввел уточняющее определение industrial, употребив словосочетание «industrial design» для обозначения исторически новой области художественного предметного творчества, ориентированной на промышленность с ее развитой машинной техникой, рассчитанной на серийное производство продукции [24].

Этот термин утвердился сначала в США в конце 20-х – начале 30-х гг., а затем получил широкое распространение во всем мире уже со второй половины ХХ в.

В 1959 г. на первом конгрессе ИКСИД (International Counsil of Societies of Industrial Design) в Стокгольме термин «industrial design» был признан лучшим для обозначения новой сферы художественного творчества, его метода, результата (дизайн-продукта) и системы теоретических положений, связанных с этой творческой деятельностью.

Первая официально признанная дефиниция дизайна (индастриал дизайна) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо, преподававшему в Высшей школе дизайна в г. Ульме (ФРГ) и возглавившему это известное в Европе учебное заведение в 1964 г.

Впервые Мальдонадо выступил со своим определением дизайна в докладе на II конгрессе ИКСИД в 1961 г. в Венеции. В 1964 г. это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия) [24].

Вот его формулировка: «Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [15, с.19].

Верно отражая существо дизайнерской деятельности, это давнее определение дизайна не является, строго говоря, научной дефиницией, исчерпывающе раскрывающей смысл термина. В этом определении отсутствует характеристика дизайна как вида художественной деятельности, не уточнено, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указано, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей.

Осознавая эти недостатки, один из ведущих теоретиков отечественного дизайна периода 60 ? 70-х гг., зам. директора ВНИИТЭ по дизайну Г. Б. Минервин в своей докторской диссертации уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» [21, с. 6].

Являясь более точным, более развернутым, это определение, тем не менее, также не свободно от недостатков, включая наряду с существенными и второстепенные признаки, которые должны подразумеваться или раскрываться в пояснениях к дефиниции. К тому же оно слишком громоздко.

Автором данного учебного пособия предлагается свое определение дизайна (так же, как и его цели, функций, задач, принципов, закономерностей): «Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» [15, с. 20].

Здесь подчеркивается, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт).

Определяется сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе и художественное, и техническое начала. Указывается, что объектами дизайна являются разнообразные изделия, комплексы, системы (формирующие предметную среду), рассчитанные именно на промышленное производство.

И подразумевается, что, ориентируясь на индустриальное производство, дизайнеры, безусловно, не забывают о его эффективности, рентабельности (равно как и о прибыльности торговли). Как наиболее существенное в этой дефиниции выделяется антропоцентрическая нацеленность дизайна, выражающаяся в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых и в утилитарно-технических, и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

Термин «industrial design» не разделяет понятий «практика» и «теория дизайна». В середине ХХ в. теория промышленного искусства на Западе развивалась стихийно в двух основных аспектах: либо в качестве прикладной эстетики, связанной с методикой разработки и создания дизайн-продуктов, либо во взаимосвязи с общефилософскими и социологическими проблемами эстетики. Самого понятия «теория дизайна» как науки не существовало до начала 60-х гг. Лишь на IV конгрессе ИКСИД в Париже летом 1963 г. была создана группа философии «индастриал дизайна».

Осознание необходимости разработки теории дизайна как научной дисциплины впервые началось в социалистических странах: Чехословакии, Польше, ГДР, а с 1962 г. – и в СССР [24].

В 1954 г. чешский дизайнер и ученый П. Тучны ввел термин «техническая эстетика». Он обозначил им теорию художественного конструирования орудий и средств производства, научных методов улучшения условий труда, в частности, улучшения формы различных инструментов на основе данных физиологии и антропометрии.

В нашей стране этот термин был заимствован и также поначалу ошибочно связан с понятием общей культуры производства (с «эстетикой производства»). Им стали обозначать фактически не теорию дизайна, а практику, связанную с повышением культуры производства средствами художественного конструирования. Однако позднее термин «техническая эстетика» был у нас критически переосмыслен и стал употребляться в ином значении – общей теории художественно-технического творчества в промышленности, т. е. теории дизайна (design theory) [24].

Этот термин обусловил название созданного по постановлению правительства СССР в 1962 г. научно-исследовательского института – ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) – научно-методического и организационного центра государственной системы дизайна в стране, а также название выпускавшегося этим институтом с 1964 г. журнала «Техническая эстетика» (аналога зарубежных журналов «Design», «Industrial Design», «Domus», «Form», «Form und Zweck», «Projekt», «Industrijsko oblikovanje» и т. д.)

Техническая эстетика ? это наука о законах художественного творчества в сфере техники, которые она раскрывает, изучая взаимосвязь между человеком и создаваемыми им предметами материальной культуры в условиях среды, где эта взаимосвязь осуществляется. Поэтому техническая эстетика формулирует требования не только к разным изделиям, создаваемым средствами промышленного производства, но и среде, в которой они используются и эстетически воспринимаются. Эта научная дисциплина комплексно изучает социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технико-технологические аспекты формирования предметной среды в разных сферах жизнедеятельности людей и создает научно-методические основы дизайна.

Для обозначения практики дизайна в русском языке использовался и используется термин «художественное конструирование», означающий метод и процесс деятельности художника-конструктора (дизайнера). Этим термином дизайн определяется как проектная деятельность, составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности. Художественное конструирование нацелено на обеспечение удобства пользования объектом разработки, максимального соответствия условиям эксплуатации, создания гармонически целостной и выразительной формы, что обеспечивает эстетическое совершенство изделия, комплекса, ансамбля, предметной среды.

В художественном конструировании используются средства и методы ряда наук, искусства и техники в целях создания оптимальной для человека предметно-пространственной среды.

Помимо термина «художественное конструирование» использовался и используется термин «художественное проектирование». Это одно из направлений дизайн-проектирования, в котором ведущее место занимает художественно-образное начало.

Термин «художник-конструктор» (субъект художественного конструирования) возник в русском языке в начале 20-х гг. прошедшего века одновременно с зарождением профессии, которую сегодня именуют «дизайнер».

Художников-мастеров высшей квалификации для работы в промышленности, которых обучали и выпускали в нашей стране с 1920 по 1930 гг. во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе), называли сначала «инженерами-художниками», затем «конструкторами-художниками» и, наконец «художниками-конструкторами». Этот термин достаточно точно характеризует сущность и специфику профессии [24].

Определение дизайна

Сегодня существует несколько десятков определений дизайна. Каждый дизайнер формулирует свое понимание, опираясь на опыт и теоретические знания. Это связано с различными направлениями профессиональной деятельности в области дизайна. Назовем лишь некоторые.

· Дизайн – это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов; также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств.

· Дизайн – творческая деятельность, конечной целью которой является улучшение качества изделий с помощью формообразования. Эти качества связаны с внешним видом, конструктивными и функциональными характеристиками, которые превращают комплекс предметов или единичный предмет в единое целое.

· Дизайн есть бифункциональная деятельность, включающая дизайн-образование и практическую деятельность.

· Дизайн, осознающий свою культурную идентичность, связь с традициями общекультурного развития, видит свою главную идею в способности воссоздавать в облике среды, в ее социально-функциональном устройстве стили и образы жизни, которые свойственны той или иной региональной этнокультурной традиции.

Мы также сформулировали понимание роли дизайна в жизни человека и общества, однако наш подход оригинален с точки зрения рассмотрения роли и места дизайна в проектно-культурном жанре творческой деятельности. Специфической особенностью дизайна является акцентуация культурно-языковой технологии.

Этимология термина «дизайн». Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому слову designare – определять, обозначать. Итальянское слово disegno – со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие DESIGH – распространилось в ХVI веке.

Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка. Это – узор, орнамент,декор, украшение, убранство.

Ко второму ряду определений относятся «проектно-графические» трактовки. Это – набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция.

Третий ряд определений выходит за рамки прямого проекта: план, предположение, замысел, намерение, то есть допроектное состояние предполагаемого объекта.

Четвертый ряд определений неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига. Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» повлиял на обозначение новых разновидностей проектной деятельности, появившихся в конце ХХ века.

Россия и понимание дизайна. В нашей стране устойчивое внимание к дизайну как необходимой характеристике любого продукта, интерьера, средового пространства, театрального или зрелищного действия сформировалось в конце ХХ века. Можно сказать, что профессиональная деятельность, как и наука, и образование дизайнера, являются в России довольно молодой сферой деятельности, и многие термины и понятия формируются в процессе реальной практической ситуации.

Дизайн требует специфической терминологии, дизайн-проект и дизайн-объект существенно отличаются как от произведений искусства, так и от промышленных изделий, изготовленных без применения дизайна.

Обычно применяются следующие термины:

художественное конструирование – используется в среде промышленного дизайна, определение официальное;

художественное проектирование – термин используется в среде художников, искусствоведов, культурологов и философов.

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не только изделия, но и потребности, наличие спроса на выполнение вида деятельности, например, осуществление определенной услуги, дизайн интерьера, выставочного комплекса, улучшение визуального имиджа фирмы, дизайн престижного клуба и т.д.

Образовательный модуль на кафедре дизайна МГУКИ ориентирован на профессиональную подготовку специалистов-дизайнеров для работы в социально-культурной сфере. Основной задачей дизайнера, выпускника кафедры дизайна, является проектное решение или улучшение культурной среды, ее компонентов. Это могут быть учреждения культурного назначения, театрально-зрелищные комплексы, зоны отдыха, выставочные комплексы, фестивальные поляны, фирменный стиль культурного центра, рекламная печатная продукция дизайн-студии и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда появился дизайн как область индустрии?

2. Назовите известные Вам определения дизайна.

3. Какие понятия заложены в термине «дизайн»?

4. Как понимают дизайн как область профессиональной деятельности в России начала ХХI века?

Ключевые слова и термины

Индустриальный дизайн, этимология термина, художественное конструирование, художественное проектирование, объект дизайн-проектирования. Проектно-культурный жанр, дизайн предметно-пространственной культурной среды.

Тема 2. Основные виды и направления дизайна

Рассмотрим основные виды и направления современного дизайнерского творчества. Сегодня наряду с развитием направлений дизайна, ставших традиционными, динамически развиваются новые направления.

Классический дизайн является продуктом симбиоза ремесленного художественно-прикладного творчества и машинного промышленного производства.

Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы Б – предметов потребления. Группа предметов подразделяется на специфические подгруппы: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Свои особенности имеет проектирование игрушек для детей, дизайн медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей.

В границах классического дизайна рассматривается и графический дизайн. Графический дизайн является продолжателем многовековой традиции и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив второе дыхание вместе с рекламой в начале ХХ века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества.

К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь: в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах.

Позднее областью дизайн-деятельности стали заставки, рекламные ролики на телевидении, в последнее десятилетие самостоятельность получил новый вид профессиональной деятельности – компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн в последние годы переходит из сферы прикладного состояния в самостоятельный вид творчества, который включает в себя направление, связанное с разработкой сайтов в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды – этот вид профессиональной деятельности дизайнера охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали появляться благоустроенные пространства городов.

Сегодня в круг знаний дизайнеров вошло понятие «ландшафтный дизайн». Ландшафтный дизайн потеснил традиционные понятия «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура».

Дизайн выставочных экспозиций занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды. Дизайн выставочных экспозиций имеет свои специфические особенности и сложившиеся традиции.

Дизайн одежды и аксессуаров – понятие, которое становится все более употребляемым. Индустрия моды живет по своим законам. Художники- модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» и серийные выпуски «пред-а-порте». Сегодня при создании моделей все больше используются современные технологии и материалы, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное – специфические методы дизайн-проектирования, разработанные для дизайна этой области деятельности.

Арт-дизайн – его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены на создание художественных впечатлений, которые зритель получает от образа воспринимаемого объекта.Изделия становятся исключительно декоративными, выставочными, теряют свое бытовое значение или сохраняют его в очень малой степени. Фактически дизайнером проектируются «визуальные эмоции».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Проект-дизайн: что это такое – определение и виды термина – это что такое: определение и виды термина

Для дизайна актуально множество направлений.

  • Дизайн — творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии форму вещи.
  • Дизайн — неразрывная взаимообусловленная связь эстетики и технологий, в которой эстетика задает содержание (суть) вещи или процесса, а технологии их форму.

История

Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Слово “дизайн” впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К. В. Скьер [источник не указан 717 дней] . Итальянское выражение «designo intero» означало рожденную у художника и внушенную Богом идею — концепцию произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года дает следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».

В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».

В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».

Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли (Massimo Vignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!» И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.

Дизайн как творческий процесс можно разделить на:

  • художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);
  • техническую эстетику — науку о дизайне, учитывающую все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д. (современное понимание).

Объект дизайна

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.

Основные категории объекта дизайна

  • Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
  • Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
  • Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
  • Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
  • Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Методики постановки дизайн-задач

Методики поиска дизайн-решения

  • Выставочноемоделирование
  • Музейное ситуационное моделирование
  • Перевоплощение или заимствование позиции
  • Проецирование личности в проектируемый объект
  • Сценарное моделирование
  • Игровое ситуационное моделирование
  • Математическое и физическое моделирование динамики объекта в среде

Разновидности дизайна

  • Промышленный дизайн
  • Транспортный дизайн
  • Информационный дизайн
  • Проектирование взаимодействия
  • Проектирование программного обеспечения
  • Веб-дизайн
  • Дизайн интерьеров
  • Световой дизайн
  • Дизайн церемоний
  • Графический дизайн
  • Книжный дизайн
  • Полиграфический дизайн
  • Ландшафтный дизайн
  • Экодизайн
  • Архитектурный дизайн
  • Футуродизайн
  • Звуковой дизайн

См. также

Портал «Дизайн»
Дизайн в Викисловаре ?
Дизайн на Викискладе ?
  • Функциональный комфорт
  • Эргономика
  • ВНИИТЭ
  • Кабриоль — стиль мебельного дизайна

Литература

  • Дональд А. Норман. Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. — М .: «Вильямс», 2006. — С. 384. — ISBN 0-465-06710-7
  • И. Розенсон. Основы теории дизайна. — СПб. : Питер, 2006. — 224 с. — ISBN 5-469-01143-7
  • Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. — СПб. : Арт-родник, 2009.

Ссылки

Примечания

  1. Определение дизайна, предложенное Томасом Мальдонадо и утверждённое на VI Конгрессе ИКСИД.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Дизайн” в других словарях:

Дизайн — (от англ, design проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий разновидность художественно проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной… … Художественная энциклопедия

Дизайн — (англ. design проект, чертеж, проектирование) «Вид проектной междисциплинарной художественно технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе… … Энциклопедия культурологии

Дизайн — Дизайн: игровая площадка для детей 6 10 лет; дизайнер Джеймс Туми, Такома, штат Вашингтон, 1987. ДИЗАЙН (от английского design замысел, проект, чертеж, рисунок), вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

дизайн — проектирование Словарь русских синонимов. дизайн сущ., кол во синонимов: 14 • автодизайн (1) • … Словарь синонимов

ДИЗАЙН — [англ. design проектировать, конструировать] художественное конструирование предметов, изделий; создание эстетического облика среды. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. дизайн (англ. design проектировать, конструировать) художественное… … Словарь иностранных слов русского языка

ДИЗАЙН — (от англ. design замысел проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн художественное… … Большой Энциклопедический словарь

ДИЗАЙН — (англ. design) художественное проектирование промышленных изделий, предметной среды. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ДИЗАЙН — ДИЗАЙН, а, муж. Конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИЗАЙН — (от англ. design проектировать) англ. design; нем. Desing. 1. Вид деятельности по проектированию предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды, соответствующих сложному функционированию современного общества. 2.… … Энциклопедия социологии

Дизайн — англ.Design проектировать художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

История понятие термина дизайн

Диза́йн. Понятие. Определение.

Диза́йн (англ. design, от итал. disegno обозначивание) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.“

(Определение дизайна, предложенное Томасом Мальдонадо и утверждённое на VI Конгрессе ИКСИД (ICSID – International Council of Societies of Industrial Design))

Альтернативные определения и содержания термина

Дизайн— это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн – это искусство комбинаторики, стилистики и украшения. Для дизайна актуально множество направлений.

Дизайн (англ. design — инженер-конструктор) — замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект и чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция.

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

История понятие термина дизайн

Слово design (дизайн) появилось впервые около четырех веков назад и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «designo intero» означало – рожденная у художника и внушенная Богом идея – концепция создания произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года дает аналогичную интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».

В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».

В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».

Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли (Massimo Vignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!» И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.

Дизайн, как творческий процесс, иногда можно разделить на

художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);

техническая эстетика — наука о дизайне, учитывая все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д. (современное понимание).

Объект дизайна

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.

| следующая лекция ==>
ДІАГНОСТИКА ДИЗАРТРІЇ ЗА ЛОКАЛИЗАЦІЄЮ ОСЕРЕДКУ УРАЖЕННЯ | СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КИШКЕ

Дата добавления: 2017-02-24 ; просмотров: 2603 | Нарушение авторских прав

Проект-дизайн: что это такое – определение и виды термина – это что такое: определение и виды термина

Сначала напишу что сам думаю по этому поводу, а потом гляну определения дизайна и напишу еще чего-нибудь.

Хотя в сухом остатке есть часть специальности под названием «мАркетинг» и эта часть наверно сильно повлияла на мое отношение к дизайну.

Итак, для меня дизайн – это совокупность характеристик изделия, отражающих его внешний вид и удобство в использовании. С внешним видом вроде понятно – он может быть абсолютно любой. С удобством – проблемы. Потому что не всякий дизайн удобен. А удобство дизайна должно проявляться в эргономичности и практичности/функциональности. Вот, например столик выбранный иллюстрацией к данной статье он необычен, и даже симпатичен. Но куда девать ноги, когда садишься за него. – отсутствует эргономичность. А как убирать пыль с ножек, и на полу между ножками. или может было бы хорошо стулья под стол задвинуть. – отсутствует практичность. Или реклама на бигборде 6 на 3 метра может быть красивой, но с информацией совершенно нечитабельной.

Маленькое отступление.

Есть еще на свете энтузиасты, которым интересно все интересное и правильное. Как я думаю, один из них написал мне сообщение с уточнением (благодарствую за внимание и инициативу).

Когда я писал эту статью, в качестве примера взял рисунок столика, который вверху. На самом деле у столика, скорее всего, четыре стальные ноги и куча гибких полипропиленовых, которые раздвигаются как занавески “висюльки”.

Судя по фотографии, все ноги зачехлены в текстиль вроде шнурков, а на концах грузики.

Фирма: Cappellini (итальянцы вроде, которые входят в Poltrona Frau Group, представительство PFG есть в Питере)

Дизайнер: Fabio Novembre

Коллекция: Org

Но все равно это похоже на ощущения когда присел в лесу, а травка щекочет разные места.

Вердикт: столик для оригиналов.

Продолжим тему дизайна.

Вот в этом есть главное противоречие между дизайнерами-креативщиками и дизайнерами-практиками. Первые увлекаются внешним видом, мало задумываясь о практичности, а вторые подстраивают внешний вид под задачи функциональности. Из-за этого противоречия, некоторые, а может и большинство людей воспринимают дизайн только как «внешний вид» в лучшем случае, или как блажь, которую поставили выше их потребностей и.т.д… в негативном свете, в общем. Масло в огонь подливают горе-дизайнеры с отсутствующим напрочь вкусом, которые о дизайне слышали только от бабушки.

Странно что, назвавшись дизайнером, должен доказывать, что не верблюд (в смысле дизайнер только внешнего вида). Конечно никто ничего не должен, но это странно. Вот интересно это я один так думаю или это стереотип большинства. Посмотрим определения:

Пока просто переведем с английского:

design , Глагол

намереваться; проектировать; разрабатывать; предназначать

design , Существительное

* Дизайн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Альтернативные определения термина:

* Дизайн — творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

* Дизайн — искусство комбинаторики, стилистики и украшения.

* Дизайн — творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии форму вещи.

* Дизайн — творческий замысел, план, намерение, проект и чертеж, расчёт, конструкция.

* Дизайн — неразрывная взаимообусловленная связь эстетик и технологий, в которой эстетика задает содержание (суть) вещи или процесса, а технологии их форму.

Дизайн – от англ. Design – проектировать

Дизайн – в широком смысле – художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды.

Дизайн – в узком смысле – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий /в том числе/:

– внешних черт изделия; и особенно

– структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения потребителя и с точки зрения изготовителя.

Источник: Большая советская энциклопедия

Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале 20 в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под Дизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово “Дизайн” применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как “Дизайн вещи”, “Дизайн автомобиля”), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества. В этом смысле говорят о первобытном Дизайне, о Дизайне 18 в. и т.п.

Для обозначения дизайнерской деятельности в разных её аспектах и проявлениях в различных языках, наряду с термином “Дизайн”, существуют и др.: “художественное конструирование” (в русском), “Formgebung” и “Formgestaltung” (в немецком), “wzornictwo przemyslowe” (в польском) и т.д.

Но в 1959 на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design, Международный совет организаций индустриального Дизайна), членом которого является и СССР, в качестве основного международного термина был всё же принят термин “industrial design” (в профессиональном сокращении — “design”), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.

Что же мы имеем?

Дизайн – многоплановое понятие, которое определяет изменение пространства, в котором мы существуем. Эти изменения тремя жирными линиями прослеживаются через большинство определений:

– удобство для разработчика (дизайнера) в неограниченной фантазии внешних форм и эстетического вкуса дизайнера;

– удобство для потребителя (мое описание вверху можно оставить без изменений + учет эстетических вкусов конкретного или большинства потенциальных покупателей);

– удобство для производителя.
Последний пункт упустил даже я, но в современном понимании дизайн – это промышленный дизайн, и удобству промышленного производства в этом понятии отведено очень большое значение. Если для одноразового изготовления это неудобство можно компенсировать увеличенной ценой, то в промышленных масштабах высокая цена – это препятствие в развитии компании из-за высокой трудоемкости производимых изделий и соответственно мизерных прибылей.

Дизайн как глагол в русском языке практически не употребляется. Разве что «дизайнерить». И это большое упущение в части правильного понимания этого понятия. В связи с этим, следует несколько изменить наши обычные формулировки:

Разработка дизайна – это, по сути, мокрая вода, и правильнее употреблять просто дизайн чего-либо или услуги по дизайну чего-либо.

А в бытовом понимании имеем несоответствие, которое взрастило и поддерживает само общество. Самообразование как элемент саморазвития и самореализации отдельных членов общества эту ситуацию может выправит… со временем.

Теперь вроде должно быть понятно, кто такой сам дизайнер. Но в нашем сознании «дизайнер» и «designer» или «designed by» в англостранах, имеют довольно разное значение, впрочем, как и понятия «дизайн» и «design».

Переводное значение «designer» –

1. дизайнер (перешедшая к нам транслитеральная форма);

9. конструктор одежды.

Переводное значение «designed by» – разработано/спроектировано/сконструировано/оформлено… тем-то.

Поэтому мои разработки (мой дизайн) можно было бы подписывать так: designed by Popov.

Дизайн

Найдено 3 определения термина Дизайн

Дизайн

англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирования промышленных изделий и имеет своей целью обеспечить удобство их эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстетический уровень.

ДИЗАЙН

(англ. Design — проектировать, чер-тить) — специальный метод художественного констру-ирования предметов, интерьеров, проектирование художественного облика предметной среды. Целью дизайна является нахождение наиболее удобной, рациональной формы для предметной среды, трудовых процессов, приспособлений, инструментов и т.д. В современном искусствознании и эстетике под «дизайном» понимают творческую деятельность художников-проектировщиков, архитекторов, прикладников, деко-раторов, целью которой является придание утилитар-но-практическим вещам и предметам эстетическо-привлекательной формы. При этом объекту придается комплекс необходимых качеств: красота, целесообразность, экономичность, функциональность, удобство, четкая социальная ориентация. Первоначально дизайн сформировался в начале 20-х гг. ХХ в. в России под названием «производственное искусство» (основоположник В. Е. Татлин). В 30-е гг. центром дизайна становится США. Особенно бурное его развитие началось после войны, когда этот метод проник в автомобильную промышленность, машиностроение, сферу рекламы, печатной продукции, товарных знаков и т.д.

ДИЗАЙН

художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии. Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.

Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).

Появление дизайна в кон. 19 в. связано с промышленной революцией, развитием массового производства. Его истоки – в практике английского «Движения искусств и ремесел», связанного с именем У. Морриса. В нач. 20 в. возникают фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЕГ» и американской «Форд моторс». Первые крупные дизайнерские школы – Вхутемас в России и германский «Баухауз». Для отечественного дизайна важен был опыт «производственного искусства» 1920–х гг.; на европейский дизайн первой пол. 20 в. большое влияние оказали теоретические разработки и практика функционализма. В сфере дизайна работали крупные архитекторы – Ф. Л. Райт; один из основоположников дизайна, создатель «фирменного стиля» компании «АЕГ» Петер Беренс; основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус и др. Экономический кризис 1929 г. привел к появлению в Америке «индустрии дизайна». Благодаря новым материалам и технологиям появляются обтекаемые формы промышленных изделий. После Второй мировой войны лидером в области дизайна стала Италия, где склонность к авангардным формам сочеталась с классическими культурными традициями. В мебельной промышленности, благодаря новым методам обработки пластмасс, возникают образцы яркой пластиковой мебели. Получает развитие идея фирменного стиля; крупные предприятия («Фиат», «Оливетти») сотрудничают с известными мастерами. Немецкие дизайнеры вновь обращаются к опыту функционализма, «Баухауза». Функциональность сочетается с эстетической простотой изделий (стиль фирмы «Браун»). В жилой среде используются новейшие материалы, сборные элементы, промышленное оборудование (направление «хайтек»).

В СССР в 1962 г. был организован ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). На предприятиях создавались художественные лаборатории, открывались кафедры художественного конструирования в вузах. 1970-е гг. – время создания концептуальных проектов, решавших проблему синтеза предметной среды и архитектуры.

В кон. 20 – нач. 21 в. в связи с распространением компьютерных технологий получил развитие веб-дизайн – проектирование и оформление виртуальных страниц сайтов в Интернете, включающее элементы анимации. Широко востребованы также дизайн интерьеров жилых и общественных зданий, ландшафтный дизайн. Дизайнеров готовят ведущие художественные и строительные вузы; создаются специализированные студии и бюро и авторские школы дизайна.

Что такое дизайн? Термины и определения

С егодня, при большой доле импортной продукции на нашем рынке, уже все понимают, что изделия с “хорошим дизайном” продаются лучше, чем с плохим. Но все же если все же задать многим вопрос ” а что такое дизайн ? “, то вряд ли получим внятные ответы.

Но какое отношение имеет этот искусствоведческий вопрос к производству ?

Коротенько я на него ответил бы так : дизайн – эта та лошадь, которую полагается запрягать впереди телеги, а не наоборот. В советские времена, во главе телеги дизайн стоять не мог, так как там находились соответствующие органы. Однако и сейчас в нашей общественной жизни на уровне событий, а не слов, еще мало что и мало где изменилось. Поэтому вернемся к книжным знаниям.

Большая Советская Энциклопедия предлагает следующее определение:

” Диз а йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Дизайн возник в начале 20 в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под Дизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово «Дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «Дизайн вещи», «Дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества. В этом смысле говорят о первобытном Дизайне, о Дизайне 18 в. и т.п.

Для обозначения дизайнерской деятельности в разных её аспектах и проявлениях в различных языках, наряду с термином «Дизайн», существуют и др.: «художественное конструирование» (в русском), «Formgebung» и «Formgestaltung» (в немецком), «wzornictwo przemysłowe» (в польском) и т.д. Но в 1959 г. на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design ( Международный совет организаций индустриального Дизайна), членом которого является и СССР, в качестве основного международного термина был всё же принят термин «industrial design» (в профессиональном сокращении — «design»), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.

В СССР дизайнерская деятельность осуществляется в системе организаций, состоящей из специальных художественно-конструкторских бюро. Научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими центрами являются Всесоюзный НИИ технической эстетики и его филиалы, а также экспериментальная студия при Союзе художников СССР. Они осуществляют методическое руководство, разрабатывают перспективные модели, методы прогнозирования, устанавливают критерии качества промышленных изделий, изучают теорию и историю Дизайна. Вопросы Дизайна систематически освещаются в журнале «Декоративное искусство СССР» и бюллетене «Техническая эстетика» . Очерк истории Дизайна см. в ст. Художественное конструирование .

Лит.: Кантор К. М., Красота и польза, [М., 1967]; Глазычев В. Л., О дизайне, М., 1970; серия «Проблемы материально-художественной культуры», М., 1970—71.

А. С. Москаева, Е. П. Зенкевич.

Дополнительно посмотрим определение дизайна, предлагаемое Международным советом организаций индустриального Дизайна ICSID ( перевод мой. ) :

Aim. Design is a creative activity whose aim is to establish the multi-faceted qualities of objects, processes, services and their systems in whole life-cycles. Therefore, design is the central factor of innovative humanization of technologies and the crucial factor of cultural and economic exchange. Цель. Дизайн это творческая деятельность, целью которой является установление многогранных свойств объектов, процессов, услуг и их систем в полных жизненных циклах. Следовательно, дизайн – центральный фактор прогресса в гуманизации технологий и определяющий фактор культурных и экономических изменений

Tasks. Design seeks to discover and assess structural, organizational, functional, expressive and economic relationships, with the task of:

  • enhancing global sustainability and environmental protection (global ethics)
  • giving benefits and freedom to the entire human community, individual and collective
  • final users, producers and market protagonists (social ethics)
  • supporting cultural diversity despite the globalization of the world (cultural ethics)
  • giving products, services and systems, those forms that are expressive of (semiology) and coherent with (aesthetics) their proper complexity.
Задачи. Дизайн нацелен на раскрытие и оценку структурных, организационных, функциональных, выразительных и экономических связей, со следующими задачами:

  • укрепление глобальной устойчивости природы и защита окружающей среды (глобальная этика)
  • предоставление индивидуальных и коллективных преимуществ и свобод в человеческом сообществе
  • взаимодействие потребителей, производителей и рыночных посредников (общественная этика)
  • поддержка культурного разнообразия общества , несмотря на процессы глобализации (культурный этика)
  • предоставление продуктов, услуг и систем в формах, которые семиологически выразительны и когеррентны с эстетикой их сложности ( комплексности).
Design concerns products, services and systems conceived with tools, organizations and logic introduced by industrialization – not just when produced by serial processes. The adjective “industrial” put to design must be related to the term industry or in its meaning of sector of production or in its ancient meaning of “industrious activity”.

Thus, design is an activity involving a wide spectrum of professions in which products, services, graphics, interiors and architecture all take part. Together, these activities should further enhance – in a choral way with other related professions – the value of life.

Дизайн обеспечивает разработку продуктов, услуг и систем исходя из инструментов, организации и логики промышленного производства, но только в серийном производстве. Прилагательное “промышленный ” используется в значении дизайна , относящегося к промышленности или ее сектору или или в своем старинном значении ” промышленная деятельность”.

Источники:
http://studopedia.ru/6_73944_opredelenie-dizayna.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6977
http://lektsii.org/14-58929.html
http://www.woodgu.ru/article-39.htm
http://interpretive.ru/termin/dizain.html
http://www.c-a-m.narod.ru/design/designopre.html
http://www.print4u.ru/shelkografiya/chto-takoe-shelkografiya

Ссылка на основную публикацию